главная z-проекты ложка дегтя Поклон Гауди

Поклон Гауди

Выпуск № 56

Ложка дегтя / Валерий Ведренко. Выпуск 56: «Поклон Гауди»

Первые впечатления от испанской культуры у меня связаны с живописью.
Веласкес, Гойя, Пикассо, Миро и Дали сформировали в сознании некий образ,
который дополняют и неприкаянные герои фильмов Луиса Бунюэля.
И этот стандарт долгое время занимал свой уголок в моей памяти.
Имя Антонио Гауди тоже значилось в этом пантеоне,
но не вызывало особых эмоций по естественной причине.
В отличие от художников, его работы приходилось видеть только в альбомах.
И, как теперь понимаю, я видел не архитектуру Гауди,
а более или менее виртуозные ракурсы фотографов.
Возможно, я ошибаюсь, но реальное знакомство с шедеврами позволяет утверждать,
что «снять» Гауди невозможно.
В Барселоне миллионы открыток, очень красивых, очень выразительных.
Еще миллионы кадров ежедневно появляются на флэшках туристов.
Это все пустое…
Ничто не сравнится с появлением в перспективе узкой затененной улицы
каменного облака собора Саграда Фамилия.
Мозги тупеют, слов нет, и ты как заколдованный стремишься к этому колоссу в страхе,
что это видение, мираж и вот-вот ты проснешься…

Ложка дегтя / Валерий Ведренко. Выпуск 56: «Поклон Гауди»

Ложка дегтя / Валерий Ведренко. Выпуск 56: «Поклон Гауди»

Но и при выходе на площадь не исчезает этот исступленный восторг.
Наоборот, он усиливается.
Видимо, это ощущение сродни религиозному и архитектура воспринимается
не как символ Святого Семейства,
а как само присутствие святых в таком феерическом воплощении.
Не стану вдаваться в сюжетные подробности барельефов и скульптуры Саграды -
там все христианство.
Но в соборе нет герметичности какого-то стиля, нет культовой отчужденности -
Саграда Фамилия, одновременно, и скульптура, и живопись, и архитектура!
Она дышит, движется, возникает и исчезает на глазах
и приводит зрителя в полное замешательство фактом,
что это все создано идеей одного человека.
Не очень счастливого в быту,
имевшего лишь одну взаимную любовь - архитектуру.
Скажу откровенно, что возвращаясь от Гауди через «Вавилон» Барселоны,
с ее толпами, барабанами и «революцией»
мой восторг резко сменился жуткой депрессией
Осознание собственной никчемности - самое верное определение этого состояния.
А на завтра я отправился к собору на целый день.
Больше всего я боялся обмануться в своих чувствах,
испытанных при первой встрече.
Волновался напрасно.
Святое Семейство творило свой магический ритуал между землей и небом
с неукротимой мощью и даже монтажные краны создавали
свой величественный ритм и собор, как корневище вселенского дерева жизни,
высасывал и уносил душу в чистоту ультрамаринового неба Барселоны.
Внутреннее пространство описанию не поддается.

Ложка дегтя / Валерий Ведренко. Выпуск 56: «Поклон Гауди»

Ложка дегтя / Валерий Ведренко. Выпуск 56: «Поклон Гауди»

Любые эпитеты бледнеют, когда физически присутствуешь
на гениальной мессе духа и духу.
Многие люди просто по-детски плачут.
Эмоциональный шок сменяется интеллектуальным,
когда пытаешься понять конструктив интерьера.
А такого потока ассоциаций не несет ни одно произведение искусства.
И первое, что приходит на ум -
когда в детстве лежишь в высокой траве и сквозь стебли, листья и соцветия
пробиваются  солнечные лучи…
Здесь и музыка, и сказки, и фильмы, и стихи…
Здесь вся твоя жизнь  - и до рождения, и после смерти.
Вспоминается Тайяр де Шарден и многое, многое, многое…
Разные вопросы  приходят возле собора,
и один - что такое настоящий гений?
Храму более ста лет, архитектор знал, что не увидит завершения своего замысла,
он мог сомневаться, что после его смерти строительство будет продолжено.
И он, как  раб, приковал себя к стройке.
Там и жил и работал. Торопясь на стройку и погиб.
А собор растет. Пространство медленно заполняется материализованной идеей. Фантастика - художника нет, а картина продолжает создаваться!
Мы стареем, а собор рождается!
Оставлены подробные чертежи и эскизы глобального замысла
и просто немеешь от визионерского дара Гауди,
его способности наполнить каждый метр фасадов смыслом и формой,
не теряя цельности общего объема.
Зримое просто не укладывается в голове…
На память приходят только древнеиндийские храмы, но там другие условия и каноны. Здесь же представлено христианство, пронизанное  индивидуальным опытом
и стилем конкретного мастера,
и аналогов подобной «диктатуры художника» в мире нет.

Ложка дегтя / Валерий Ведренко. Выпуск 56: «Поклон Гауди»

Возможно, кому-то образы Саграды покажутся несколько жесткими,
непривычно стилизованными для сакральной архитектуры.
Здесь есть смысл вспомнить природу Каталонии,
которая в первую очередь инспирировала все творчество Гауди.
Когда видишь, как сквозь каменные склоны вырываются зловеще-экспрессивные силуэты кактусов, и какие нежные цветы скрываются  в тени этих мрачных гигантов - стилистика и эстетика художника становится понятнее.
В основе всех его работ - биологическая клетка, как матрица мироздания.
И человеческая жизнь здесь присутствует
как промежуточное состояние энергии абсолюта.
Ну, и стиль «модерн»! Если бы его не было, его бы придумал Гауди.
Даже если не вдаваться в тонкости творчества архитектора,
его работы просто и невероятно красивы.

Ложка дегтя / Валерий Ведренко. Выпуск 56: «Поклон Гауди»

И что же остается делать со всем этим великолепием простому фотографу?
Для себя я решил, что лучше добросовестно отснятых десятка кадров я ничего не сделаю. И остается только поблагодарить судьбу за этот день и этот свет
и поклониться Антонио Гауди
за то, что в космическом зеркале души художника
твоя душа увидела свое отражение и подтверждение,
что она еще жива.

Текст: Валерий Ведренко

Барселона-Пинеда де Маар-Минск,  22-30.05.2011


обсудить на форуме zнята

0   Поклон Гауди.

Первые впечатления от испанской культуры у меня связаны с живописью.
Веласкес, Гойя, Пикассо, Миро и Дали сформировали в сознании некий образ,
который дополняют и неприкаянные герои фильмов Луиса Бунюэля.
И этот стандарт долгое время занимал свой уголок в моей памяти.
Имя Антонио Гауди тоже значилось в этом пантеоне,
но не вызывало особых эмоций по естественной причине.
В отличие от художников, его работы приходилось видеть только в альбомах.
И, как теперь понимаю, я видел не архитектуру Гауди,
а более или менее виртуозные ракурсы фотографов.
Возможно, я ошибаюсь, но реальное знакомство с шедеврами позволяет утверждать,
что «снять» Гауди невозможно.
В Барселоне миллионы открыток, очень красивых, очень выразительных.
Еще миллионы кадров ежедневно появляются на флэшках туристов.
Это все пустое…
Ничто не сравнится с появлением в перспективе узкой затененной улицы
каменного облака собора Саграда Фамилия.
Мозги тупеют, слов нет, и ты как заколдованный стремишься к этому колоссу в страхе,
что это видение, мираж и вот-вот ты проснешься…

001, 01
Но и при выходе на площадь не исчезает этот исступленный восторг.
Наоборот, он усиливается.
Видимо, это ощущение сродни религиозному и архитектура воспринимается
не как символ Святого Семейства,
а как само присутствие святых в таком феерическом воплощении.
Не стану вдаваться в сюжетные подробности барельефов и скульптуры Саграды -
там все христианство.
Но в соборе нет герметичности какого-то стиля, нет культовой отчужденности -
Саграда Фамилия, одновременно, и скульптура, и живопись, и архитектура!
Она дышит, движется, возникает и исчезает на глазах
и приводит зрителя в полное замешательство фактом,
что это все создано идеей одного человека.
Не очень счастливого в быту,
имевшего лишь одну взаимную любовь - архитектуру.
Скажу откровенно, что возвращаясь от Гауди через «Вавилон» Барселоны,
с ее толпами, барабанами и «революцией»
мой восторг резко сменился жуткой депрессией
Осознание собственной никчемности - самое верное определение этого состояния.
А на завтра я отправился к собору на целый день.
Больше всего я боялся обмануться в своих чувствах,
испытанных при первой встрече.
Волновался напрасно.
Святое Семейство творило свой магический ритуал между землей и небом
с неукротимой мощью и даже монтажные краны создавали
свой величественный ритм и собор, как корневище вселенского дерева жизни,
высасывал и уносил душу в чистоту ультрамаринового неба Барселоны.
Внутреннее пространство описанию не поддается.

03,06

Любые эпитеты бледнеют,  когда физически присутствуешь
на гениальной мессе духа и духу.
Многие люди просто по-детски плачут.
Эмоциональный шок сменяется интеллектуальным,
когда пытаешься понять конструктив интерьера.
А такого потока ассоциаций не несет ни одно произведение искусства.
И первое, что приходит на ум -
когда в детстве лежишь в высокой траве и сквозь стебли, листья и соцветия
пробиваются  солнечные лучи…
Здесь и музыка, и сказки, и фильмы, и стихи…
Здесь вся твоя жизнь  - и до рождения, и после смерти.
Вспоминается Тайяр де Шарден и многое, многое, многое…
Разные вопросы  приходят возле собора,
и один - что такое настоящий гений?
Храму более ста лет, архитектор знал, что не увидит завершения своего замысла,
он мог сомневаться, что после его смерти строительство будет продолжено.
И он, как  раб, приковал себя к стройке.
Там и жил и работал. Торопясь на стройку и погиб.
А собор растет. Пространство медленно заполняется материализованной идеей. Фантастика - художника нет, а картина продолжает создаваться!
Мы стареем, а собор рождается!
Оставлены подробные чертежи и эскизы глобального замысла
и просто немеешь от визионерского дара Гауди,
его способности наполнить каждый метр фасадов смыслом и формой,
не теряя цельности общего объема.
Зримое просто не укладывается в голове…
На память приходят только древнеиндийские храмы, но там другие условия и каноны. Здесь же представлено христианство, пронизанное  индивидуальным опытом
и стилем конкретного мастера,
и аналогов подобной «диктатуры художника» в мире нет.

02

Возможно, кому-то образы Саграды покажутся несколько жесткими,
непривычно стилизованными для сакральной архитектуры.
Здесь есть смысл вспомнить природу Каталонии,
которая в первую очередь инспирировала все творчество Гауди.
Когда видишь, как сквозь каменные склоны вырываются зловеще-экспрессивные силуэты кактусов, и какие нежные цветы скрываются  в тени этих мрачных гигантов - стилистика и эстетика художника становится понятнее.
В основе всех его работ - биологическая клетка, как матрица мироздания.
И человеческая жизнь здесь присутствует
как промежуточное состояние энергии абсолюта.
Ну, и стиль «модерн»! Если бы его не было, его бы придумал Гауди.
Даже если не вдаваться в тонкости творчества архитектора,
его работы просто и невероятно красивы.

05
И что же остается делать со всем этим великолепием простому фотографу?
Для себя я решил, что лучше добросовестно отснятых десятка кадров я ничего не сделаю. И остается только поблагодарить судьбу за этот день и этот свет
и поклониться Антонио Гауди
за то, что в космическом зеркале души художника
твоя душа увидела свое отражение и подтверждение,
что она еще жива.

Барселона-Пинеда де Маар-Минск  22.-30. 05. 2011



Поклон Гауди