Фотожурналист Альберто Альпоцци: «Когда пресса начинает зарабатывать на рекламе, информация умирает»

Фотожурналист Альберто Альпоцци: «Когда пресса начинает зарабатывать на рекламе, информация умирает»Он получил мой e-mail с предложением о встрече, когда снимал репортаж об итальянских солдатах в Сомали. «В конце недели буду в Турине
и с удовольствием отвечу на ваши вопросы», - говорилось в вежливом ответе.

Предельно корректный и пунктуальный, видящий свою миссию в почти альтруистической работе со сложными темами войны и кризисных ситуаций
в разных точках земного шара от Афганистана и Ливии до Индии и Косово, итальянский фотожурналист Альберто Альпоцци не теряет присущее его культуре чувство юмора. «Вчера в баре за кофе и круассаном незнакомая женщина осторожно у меня поинтересовалась: «Простите, это ведь ваши фото в газете? А можно попросить вас снять свадьбу моей дочери?» - «Конечно…
Но только если она выходит замуж в Кабуле!».

В своем интервью для ZНЯТА, уже без иронии, а скорее с плохо скрываемой грустью, Альберто рассказывает о ситуации, сложившейся в итальянской фотожурналистике.

Фотограф с десятилетним стажем, преподаватель Туринского политехнического института описывает сегодняшнее проблемное поле в профессиональной фотографии пятью ключевыми тенденциями: засилие дилетантов, профессиональная разобщенность, снижение адекватной оплаты
за фотоуслуги, принцип «семейственности» при устройстве на работу и,
как результат, падение общего уровня визуальной культуры.

Фотожурналист Альберто Альпоцци: «Когда пресса начинает зарабатывать на рекламе, информация умирает» 

Все любят слово «бесплатно»

Несмотря на свою притягательность, слово «бесплатно» в сфере оказания профессиональных услуг, согласно Альберто Альпоцци, никогда не приносило и вряд ли принесет плодотворные результаты. Фотограф считает, что в итальянской прессе желание сэкономить стало более чем повсеместным, а сами издатели и редакторы охотно приводят как универсальную причину всех бед печально известный кризис, который затронул все области современной экономики.  Именно кризис, как заявляют они сами, вынуждает их снижать расценки на фотоматериалы, предлагаемые работающими вне штата сотрудниками. Альберто комментирует ситуацию: 

«Во фрилансе я уже более десяти лет, и мои интересы всегда были связаны с поездками за рубеж. Я делаю серии снимков на определенную тему, а затем продаю их периодическим изданиям. Но, надо сказать, что последнее время эта миссия стала почти невыполнимой. Прикрываясь кризисом и ведомые желанием одновременно «сделать новость» и сэкономить, журналы и газеты перестают платить за снимки или выставляют за них неоправданно низкий гонорар».

«Заботясь об экономии средств, работодатель начинает искать продукт по меньшей стоимости. Если раньше, допустим, тебе платили 150 евро, сегодня ты вынужден соглашаться на 100, если даже не меньше. Говоря о собственном опыте, могу сказать, что я недавно был в Афганистане. Снимки, которые я там сделал, удалось продать в Италии только за полцены, получив, фактически, такие же деньги, как если бы я сделал репортаж на продуктовом рынке через дорогу».

Фотожурналист Альберто Альпоцци: «Когда пресса начинает зарабатывать на рекламе, информация умирает»

Другой проблемой в области итальянской фотожурналистки является неправомерное внедрение в профессиональную фотографию так называемой «цифры» и отсутствие пока еще четко сформулированной рыночной реакции на этот феномен. Цифровая фототехника не только значительным образом облегчила доступ к фотографии на обывательском уровне, но и постепенно стала модифицировать саму сферу платных услуг.

«Широкая доступность фотографии в интернете позволяет многим газетам и журналам использовать сеть как бесплатный банк фотоснимков, вне зависимости от того, были ли они сделаны профессионалом или любителем, - отмечает Альберто Альпоцци. – «Цифра» снижает вес качества, отдавая предпочтение количеству. В стране в мгновение ока появились толпы импровизированных фотографов, которые на самом деле далеки от профессиональной фотографии. Эти шарлатаны подрывают рынок фотоуслуг заниженными ценами или, что еще хуже, просто дарят свои снимки».

Альберто рассказывает, что сегодня многие издания предпочитают платить безымянному и неопытному фотографу - кому-то, чьи работы далеки от стандартов качества, так как эти новички готовы бесплатно предоставлять материалы в надежде, что ему/ей заплатят завтра. Или когда-нибудь… «Однако, на деле ситуация оказывается иной, - признается итальянский фотожурналист. – Конечно, в собственных глазах издания оправдывают свою тактику, заявляя, что таким образом они предоставляют молодым фотографам возможность быть опубликованными и собрать хорошее портфолио. Но разве в этом нет противоречия? Ведь тот, кто предлагает тебе печататься бесплатно, изначально не ищет фотожурналистов с хорошим портфолио, так как высококлассным профессионалам за их услуги придется платить!».

Так, серьезная фотожурналистика оказывается заключенной в порочный круг: «Слово «бесплатно» отнюдь не мотивирует людей к труду, оно никуда не приводит, потому что в основе этого слова заложено слово «никак».

Фотожурналист Альберто Альпоцци: «Когда пресса начинает зарабатывать на рекламе, информация умирает»

Мальчик с девочкой и фотоаппаратом

Оказываясь в любом городском парке Турина в теплую пору (наверное, как и в любом парке белорусской столицы) можно повсеместно наблюдать позирующих на фоне клумб и фонтанов девушек и фотографирующих их юношей. И зачастую последние делают это не бесплатно. «18-летние мальчики с камерами Reflex за 500 евро снимают девочек-будущих моделей для портфолио за 50 евро. 50 евро! Разве эти «фотографы» не понимают, что портфолио предполагает определенную структуру, подбор образа, услуги визажиста, парикмахера, работа с постпродакшн? Все эти составляющие влекут за собой затраты гораздо более серьезные, чем эта сумма!».

Фотожурналист Альберто Альпоцци: «Когда пресса начинает зарабатывать на рекламе, информация умирает»

Приводя примеры из мира журналистики, Альберто Альпоцци продолжает: «Дилетантов мотивирует даже не столько желание заработать, сколько эгоизм. «Посмотрите! Мою фотографию напечатали в газете!». Но я, как профессиональный фотограф, не могу отнести в банк стопку газет, чтобы заплатить за кредит. Напечатанные фотографии вместо наличных денег там вряд ли возьмут. Издания тем временем продолжают находить людей, которые планируют не сегодня, так завтра стать фотографами, и готовы работать бесплатно. Они думают, что фотографом стать очень просто. Профессиональная техника по цене несколько тысяч евро? Это не для них!».

Брат, жена, ее сосед и его любовница

Еще одной особенностью сегодняшней рыночной ситуации в Италии является смешение личного и профессионального. Как ни странно, «мафия» или устройство на работу «по знакомству», а не по наличию нужных способностей и компетенций, все еще не только живы, но и процветают в этой стране. Альберто вспоминает свой опыт безответных рассылок резюме: «Если ты высылаешь в издание резюме, вряд ли тебе ответят. Но отсутствие ответа вовсе не значит, что ты недостаточно хорош или с твоим резюме что-то не так: просто тебя никто не знает, поэтому зачем, вообще, обращать на тебя внимание? Обращать внимание они будут на брата соседа по дому, на жену, на невесту, на любовницу. И кризис тут ни при чем».

Фотограф отмечает, что принимая на работу по принципу знакомства, отдавая предпочтение не качеству, а связям, множество достойных профессионалов сегодня в Италии остаются без работы. В то время как сотни людей занимают посты, которых не заслуживают.

«Сколько заказов я потерял за все эти годы из-за того, что в последнюю минуту они находили «своего человека», который брался за работу бесплатно. Например, при заказе на съемку светского события, где должны присутствовать важные персоны, издание находило знакомых, готовых снимать бесплатно, только чтобы увидеть «звезд» и похвастаться потом фотографиями перед друзьями. Ну и затем, вы можете догадаться, в результате газеты получает снимки, которые с натяжкой можно такими назвать, потому от их качества просто тошнит!».

«Просмотры» важнее информации

Снижение уровня профессионализма в журналистике - результат смещения фокуса с качества подачи новости на желание заработать, в основном на продаже рекламных мест. Сегодня, как отмечает Альберто Альпоцци, газета или журнал в Италии уже не заботятся о продаже тиража своего выпуска, пытаясь «сделать новость» качественно.

Фотожурналист Альберто Альпоцци: «Когда пресса начинает зарабатывать на рекламе, информация умирает»

«Чем быстрее ты опубликуешь новость, тем быстрее наберешь «просмотры» твоей страницы в Интернете, - комментирует он. - Когда пресса начинает зарабатывать на рекламе, информация умирает. Точно также, больше не имеет значения фотография, сделанная профессионально: гармоничная, пропорциональная, с цветами и правильным светом. Качество снижается, а люди, не занимающиеся этим вопросом профессионально, не в состоянии с первого взгляда заметить разницу. И вместо того, чтобы образовывать людей, делать их лучше, развивать их визуальную грамотность, информацией, предлагаемой в газетах, мы снижаем их культурный уровень, уровень образованности людей. Деньги – в основе всего. Но деньги не те, которые можно заработать,  а те, которые можно не потратить. Что еще хуже».

Проблема разобщенности

Одним из способов решения проблемы снижения качества журналисткой фотографии, по мнению Альберта Альпоцци, является создание формальных объединений профессионалов в этой области, которое позволило бы им диктовать изданиям свои условия, в том числе касающиеся ценовой политики.

«Если все фотографы договорятся не предоставлять своих услуг ниже определенной денежной планки, газеты окажутся в ситуации, когда у них попросту не будет новостей,
- делает вывод Альберто. – Так, им придется достать деньги и выплатить нужную сумму. Но на сегодняшний день, подобного централизованного союза фотожурналистов в Италии не существует. Каждый думает за себя».

Фотожурналист Альберто Альпоцци: «Когда пресса начинает зарабатывать на рекламе, информация умирает»

Действующее объединение журналистов, которое, теоретически, могло бы следовать названному курсу политики, первым проявляет незаинтересованность разбираться в денежных вопросах. Причина такой стратегии, опять же очевидна: здесь снова играет ведущую роль своеобразная «мафия» - председатели журналистских объединений и союзов – это те же самые редакторы газет и журналов, которые, естественно, не заинтересованы в том, чтобы терять деньги:

«Так мы оказываемся в закрытой системе, которая сама себя контролирует и играет по своим правилам. И каждый из нас имеет две опции – быть в ней или быть вне ее. А чтобы стать частью системы, тебе все равно придется прогнуться. Ты можешь раз или два отказаться от правил системы, но на четвертый ты начнешь потихоньку привыкать, понимая, что меньше – лучше, чем ничего. Целое поколение молодых итальянцев сейчас может быть охарактеризовано этим тезисом. Но ведь этот тезис, по сути, неверный». 

Тем не менее, Альберто не теряет надежды на другое будущее итальянской журналистки: «Хочется, чтобы ситуация стала иной, чтобы вещи изменились. Сегодня я критикую реальность, в которой живу, но я делаю это, потому как хочу улучшить. Своими собственными действиями, подходом к работе, к достижениям целей, я надеюсь, что однажды моя работа будет оценена».
 
Полезные ссылки

Сайт Альберто Альпоцци

Справка

Альберто Альпоцци - итальянский журналист, фрилансер, член Союза журналистов региона Пьемонте. Архитектор, последние 10 лет специализируется в фотографии, в частности, на съемке репортажей из горячих точек. В настоящее время преподает фотографию в Политехническом университете Турина. Для реализации персональных проектов посещал Афганистан (документация миссии Isaf в Rc-West), Косовo (в составе К-FOR), Сомали и Ливию. В 2010 вместе с немецким отрядом Bilderfest принимал участие в съемке документального фильма «Устика - трагедия в небе" для LA7 и History Channel». Фотографии и серии Альбертно Альпоцци публикуются в следующих итальянских периодических изданиях: La Stampa, Il Giornale, Il Sole 24 Ore.

Беседовала Ольга Бубич


обсудить на форуме zнята