Константин Андрюхин – первый свадебный фотограф из России, ставший членом WPJA. Сегодня он активно развивает и продвигает свадебную репортажную фотографию, ищет и находит новые способы представления конечного продукта клиенту и ведет с семьей деревенскую жизнь. Все это происходит при непосредственном участии жены Валентины. В итоге свадебная съемка превратилась в семейное дело. Именно дело, а не бизнес, потому как здесь есть место и творческим поискам, и экспериментам, и удовольствию, получаемому от процесса и результата.

Интервью с Константином (членом жюри BWPA-2010) и Валентиной мы начали с обсуждения только просмотренных работ финалистов конкурса BWPA-2010.

- Работа членов жюри, обсуждение и заполнение протоколов – позади. Каковы первые впечатления?


Константин Андрюхин (КА): Общее впечатление – положительное. Я увидел много хороших работ. Но есть и одна общая ошибка многих авторов – определение фотографии для той или иной номинации. Работа сама по себе может быть сильная, но промахнуться с номинацией – высокого места она не займет. И это ошибка именно фотографа, который подбирал работы для конкурса.

Валентина Геча (ВГ): Это достаточно серьезная проблема. И с ней сталкиваются все фотографы при выборе фотографий в портфолио. Мало того, что их надо отобрать, потом работы надо в ту или иную категорию.

Константин Андрюхин и Валентина Геча: «Снимать можно по-другому!»
Фото: Сергей Михаленко

- Как готовы оценить общий уровень белорусской свадебной фотографии, исходя из увиденного?

КА: Хочу отметить очень высокий уровень портретной фотографии, и при этом – достаточно низкий – репортажной. Из всего, что мы увидели, я бы отметил от силы две-три работы. Удивило, что в номинации «Лучшая свадебная фотография» почти все работы – портретные. И нет ни одной, которая передала бы атмосферу праздника. Портреты – замечательные, но это портреты. А свадьба в моем представлении – это событие. И свадебная фотография – это та фотография, которая описывает это событие. Даже очень хороших портретов — недостаточно.

ВГ: Эта работа действительно отражает, «как это было», передает эмоцию, которую переживали «модели».

КА: Из слайд-шоу мы выбрали только две из пяти, вошедших в шорт-лист.

ВГ: Просматривая слайд-шоу, мы отталкивались от того, насколько гармонично сочетание хорошей съемки, подачи, подбора музыки, скорости воспроизведения кадра…

АК: … и длительности. Кстати, чем интересно слайд-шоу – серию фотографий со свадьбы можно посмотреть целиком. И это очень важно! Только так создается целостное впечатление от всей съемки. Из пяти работ в финале я отметил только две.

ВГ: В принципе, нет ничего необычного, когда человек умеет хорошо фотографировать, но не умеет делать слайд-шоу.

АК: Слайд-шоу - это уже медиа-продукт, который еще надо уметь сделать и правильно подать.

- А что можете сказать по поводу представленных фотокниг?

АК После первого же просмотра запомнилась одна работа сочетанием идеи, качества и очень аккуратным исполнением (фотокнига Артема Кондратенкова, прим. ред). Эта работа сразу выделилась из общего ряда как дизайнерский продукт. При просмотре, как правило, оцениваешь не дизайн-обработку фотографий, а именно саму фотокнигу. Эта работа – пример, когда дизайн сделал все. В других работах было видно, что фотографии пытаются скрыть за дизайном. А в данном случае как раз дизайн - самодостаточен.

ВГ: Очень точное попадание в цель!

АК: Эта работа могла бы занять хорошие места на дизайнерских конкурсах как самостоятельный продукт.

- Должна ли отличаться работа для конкурса и работа для клиента? Конкурс – это все таки среда, где профессионалы представлены среди коллег. А восприятие клиента отличается от восприятия фотографа.

ВГ: То, что ты показываешь клиенту и то, что готовишь для профессионального судейства – это разные вещи. И это в любой сфере. Готовясь к конкурсу, ты знаешь, для кого ты готовишь материал. Для невесты надо увидеть на фотографии платье, теплые эмоции, красивые лица. А профессионал еще будет искать композицию, отмечать пересветы и так далее… В репортаже проще, т.к. он больше тянется к моменту.

АК: В конкурсной работе оцениваешь необычность. Портрет для конкурса не должен быть банальным. Особенно когда сравниваешь много работ.

- А нужны ли вообще конкурсы? И если нужны, то кому – самому фотографу или же будущим молодоженам, которые ищут своего фотографа?

ВГ: В первую очередь конкурсы нужны фотографу. Это единственный критерий уровня собственного роста. И это надо невесте, чтобы потом выбрать из целого ряда фотографов.

АК: Я не считаю, что это единственный критерий, но он один из самых объективных.

ВГ: А как по-другому оценить рост? По тому, сколько заказов? На это может влиять цена, рекомендация, сарафанное радио, сезон и еще масса факторов. А вот конкурс, выставка, где ты выставляешь свои работы на профессиональную оценку, – наглядно отражают уровень.

АК: Но это могут быть и просто оценка и мнение авторитетных людей, тех же искусствоведов. Такое мнение, участие в конкурсах и выставках – это уже за пределами «нравится – не нравится». Это мы и пытаемся донести до клиента.

- Кто должен быть представлен в жюри: профессиональные фотографы, люди, не связанные с фотографией или вовсе невесты?


ВГ: Однозначно не невесты! Да, должны быть фотографы, но не обязательно, связанные со свадебной фотографией. Это также могут быть галеристы, искусствоведы, бильд-редакторы. Те, кто много работает с изображением. Естественно, это должны быть люди, которые разбираются в изобразительном искусстве. Такой специалист не обязан сам снимать, но должен быть авторитетной личностью.

АК: Мне кажется, что это весьма интересно – привлекать фотографов из других сфер. У них немножко другой взгляд на фотографию… В конкурсах того же WPJA в членах жюри часто присутствуют репортажные фотографы, которые не связаны со свадебной тематикой. Многие из них – обладатели Пулицеровской премии в области фотографии.

- Что дает их мнение?

- Они оценивают фотографии с позиции композиции, выбора момента. Правда, не знаю, как бы они судили постановку. Так что думаю, в жюри должны быть и фотографы, и не только фотографы. Тогда судейство будет еще более объективным.

- В завершение темы BWPA, какую общую рекомендацию вы бы дали конкурсу и фотографам, которые планируют участвовать в следующем году?

ВГ: Фотографам – внимательнее отбирать работы в категории. А конкурсу – стоит включить в конкурс возможность предоставить серию работ с одной свадьбы. По одной карточке очень сложно определить уровень.

АК: Если есть возможность – сделать конкурс многоэтапным, чтобы он шел весь сезон. Промежуточные результаты позволят сделать итоги максимально объективными.

Константин Андрюхин и Валентина Геча: «Снимать можно по-другому!»
Фото из портфолио Константина Андрюхина

- Давайте поговорим немного о вас. В Минск вы приехали вдвоем. Вы и работаете вдвоем?

АК: Да, работаем мы вдвоем, но снимаю свадьбы я один. Валентина тоже иногда снимает, но тогда, когда это необходимо в силу события (церемония, танец). Иногда выступает ассистентом по свету. На свадьбе мы в любом случае присутствуем вдвоем. Что касается общения с клиентом до съемки – это в основном Валина работа. Плюс – часто отбирает работы для постобработки. В основном этим занимаюсь я, но если процесс затягивается месяца на два, за дело берется Валя.

ВГ: Как правило, первый отбор делает Костя. Дальше, для клиента, уже выбираю я. Принцип простой – выбросить худшее, отсечь лишнее. А в целом, свадебный фотограф у нас – Костя. Я забираю на себя психологическую нагрузку.

- Проще ли работать вдвоем?

АК: Да, это очень помогает! Возможно, с наемным работником так не получилось бы. Но по достижении определенного уровня, который необходимо предоставлять,  и объема работ, недостаточно одного человека. Это превратится в конвейер с утра до вечера и без остановок. А вдвоем возможности увеличиваются на порядок! В итоге ты выдаешь продукт на голову лучше и выше! Конечно, может кто-то более самоорганизован чем я, и он может самостоятельно работать много и хорошо. Но это не мой случай.

ВГ: Важен момент диалога. Когда есть, с кем обсудить, есть тот, кто покритикует. Наемный работник скорее побоится это сделать, побоится потерять часть гонорара.

- Валя, получается ты - самый жесткий критик фотографий Кости?

ВГ: Для фотографий у Кости есть другие авторитеты.

- А случается ли, что при отборе фотографий для клиента мнения не совпадают?

АК: В основном все же совпадает, но процентов 20 – это женское и мужское восприятие. В процессе обсуждения всегда можно высказать свою точку зрения и обосновать.

- Как давно «знакомы» с фотографией как с таковой? Есть ли опыт мокрой печати?

АК: Да, есть. Хотя в целом считаю, что фотографией начал заниматься совсем недавно. В 2000 или 2001 году где-то. Сначала просто снимал сюжеты без людей, начинал со среднего формата. Купил камеру, увеличитель. Это увлекало! Но когда появилась цифра – понял, что мне это интересно. Сейчас иногда снимаю на пленку, но почти не печатаю. Хотя, надеюсь вернуться.

ВГ: Костя даже брал уроки у лучшего московского печатника…

АК: Да, у Валерия Самарина, очень известный человек. Провел 10 занятий один на один в лаборатории. Потом сам дома тренировался. А когда была наша с Валей свадьба, я просил фотографа снимать на пленку, то проявлял и печатал уже сам…

- Когда свадебная съемка стала предметом профессионального интереса?

АК: Можно сказать, что первый опыт и понимание того, что буду этим заниматься пришли в 2006 году. К концу 2007 года свадебная фотография уже стала единственным источником дохода.

ВГ: На самом деле первая съемка была в 2005, на которой был построен весь 2006 год.

АК: Это был только старт, она была некоммерческой… Но потом она в ближайшие полтора года «отрабатывала».

- В какой стилистике ты сейчас снимаешь? Как известно,  некоторое время назад у тебя произошла смена вектора съемки…

АК: Душа лежит к репортажной, документальной фотографии. Какую-то часть, конечно, составляют портретные работы.

Для меня портрет - это не просто лицо средним или крупным планом. Это могут быть и две фигурки на фоне чего бы то ни было. Так или иначе, но инициированный фотографом сюжет. А суть фотографии в моем представлении – это момент. Это ее сердце и душа.

Начинал я больше с постановок. А причина перехода проста. Нет удовлетворения от работы, фотографии неживые. И ощущение, что постоянного кого-то пытаешься копировать. Просто в какой-то момент понял, что снимать можно по-другому. Это не следование моде, это выбор жанра. Как в музыке – выбираешь джаз, импровизируешь, но не значит, что подражаешь.

- Ты вмешиваешься в процесс ради кадра? Или ваша позиция - это наблюдение?

АК: Мы стараемся влиять на процесс заранее, чтобы не делать этого в ходе съемки. В ситуацию вмешиваемся тогда, когда надо сделать портреты, формальные кадры. Но не пытаемся придумать какие-то истории.

ВГ: Мы стараемся озвучить как можно больше идей на предварительных встречах, чтобы будущие молодожены имели возможность что-то выбрать и реализовать.

- Доводилось ли снимать за пределами России?

АК: Была Прага, Минск, скоро будет съемка в Швейцарии. Хотелось бы расширять границы. Чтобы была другая свадебная обстановка, другие задние планы. Это всегда положительно влияет на творчество. Да и снимать интересно новое. Всегда интересно снимать в новых местах.

- Для тебя свадебная съемка – это бизнес или стиль жизни?

АК: Многие свадьбы радуют, но не каждая. С этого года мы с Валентиной решили, что будем снимать только те свадьбы, которые приносят удовольствие. Нельзя гнаться за деньгами, это негативно сказывается на результате и творчестве. Фотография – это самовыражение и прекрасно, что за это платят деньги. Баланс – это то, чего надо достичь.

- Костя, ты – первый фотограф из России, который стал членом WPJA…

АК: Да. Хотя, сегодня их уже несколько… Я попал туда с третьего или четвертого раза! Сейчас там изменилась политика, вступить проще. И я бы даже призывал туда вступать! Кто хочет — сейчас самое время туда вступать!

- А что это дает?

АК: Мне это дало многое. Я стал первым, и уже никуда не денешься. Но главное – это возможность участвовать в интересных конкурсах с авторитетным жюри. Плюс – возможность видеть, кто и что делает в других странах. В ассоциации представлено 60 стран! Победа там – дело непростое и, на мой взгляд, к ней надо стремиться.

- Это провоцирует профессиональный рост?

АК: Когда просматриваешь эти сайты, получаешь пинок в спину! Смотришь на снимки, понимаешь, что был в таких же условиях, а вот так, как на фотографии другого автора – снять не догадался. Это подталкивает к тому, чтобы больше думать при съемке.

Константин Андрюхин и Валентина Геча: «Снимать можно по-другому!»
Фото из портфолио Константина Андрюхина

- Кто был или остается тем кумиром, на кого хотелось бы равняться? Либо он был, а сейчас уже свой путь?

АК: Для меня на самом деле наиболее яркие фотографы – это французы середины XX века. По поводу свадебных фотографов однозначно сказать не могу, мнение постоянно меняется. Некоторые из них повлияли на меня, у них я увидел, что действительно можно снимать, так как я это вижу. Пожалуй это Jeff Ascough и еще несколько американских фотографов. Сначала мне казалось, что клиент не поймет. Но это ерунда! Если снимаешь от души – это будет оценено.

А так есть масса фотографов… Не могу их перечислить. У каждого свой стиль и каждый достоин того, чтобы от него что-то взять.

- Что должно преобладать в свадебной фотографии – творчество или отражение изменения рынка и запросов клиентов?

ВГ: Надо формировать рынок.

АК: Согласен. Мое представление такое – если у фотографа есть стиль, ему не надо прогибаться под рынок, у него будет свой клиент. Невозможно нравиться всем! Надо просто занять свою нишу. Выбор будет делать клиент.

Развитие технологий меняет соотношение сил в свадебной фотографии. Мы на это реагируем, что-то меняем. Но скорее не в самой фотографии, а в постпродукте, в подаче материала – альбомы, книги…

- К слову о постпродукте. Что вы обязательно предоставляете клиенту? Какие варианты предлагаете тем, кто желает выйти за рамки стандартного?

АК: Наш минимум – это съемка и свадебный альбом. Сегодня мы пришли к тому, что делаем многостраничные альбомы. В классическом варианте мы сделали буквально несколько альбомов. Около двух лет делали фотокниги на 30, максимум 50 страниц. Затем пришли к выводу, что этого мало, чтобы передать всю свадьбу. Это хороший вариант для портретной фотографии, но не для нашего стиля съемки, когда преобладает репортаж и передача атмосферы праздника. Такие альбомы – это 100, 120 и больше страниц. Можно довольно свободно распоряжаться площадью. Фактически, это формат авторского альбома фотографа, который продается в книжном магазине. Здесь фактически нет дизайна в привычном понимании. Есть верстка, последовательность фотографий на разворотах, нет излишних украшательств и виньеток. Акценты усиливаются расположением фотографий на странице, а не декоративными элементами. Основная задача - это подача материала. Строгий и лаконичный стиль, который не подвержен влиянию времени.

- То есть на первом месте в таком альбоме – сама фотография?

АК: Фотография всегда стоит в основе всего, что мы делаем. И это фотография про свадьбу, которая передает атмосферу.

- Какие основные плюсы такого альбома?

АК: Самое главное - это возможность размещения в одном альбоме до 150-250 фотографий. Клиенту все же 40 или 50 фотографий мало. Этого может оказаться достаточно для передачи истории о двух людях, но чтобы иллюстрировать целый день - в таком объеме это сложно. Это во-первых. Во-вторых – более доступный для клиента по цене продукт. Формат альбомов позволяет и чаще заказывать копии для друзей и родственников. Это другой экономический подход. При этом – интересный и востребованный клиентом.

- Вы сами формировали этот продукт?

АК: У нас заключено соглашение с одной из московских типографий. Альбомы будут выпускаться под индивидуальным брендом с присутствием в Интернете и возможностью обучения и онлайн-заказа. У меня в ЖЖ достаточно подробно описан весь процесс.

- Иными словами, вы предоставляете услугу и клиентам-молодоженам, и клиентам-фотографам?

АК: Да, мы действительно будем предоставлять услуги по изготовлению альбомов в первую очередь фотографам, и делать альбомы с дизаном для людей у которых нет возможности тратить на это время.

Константин Андрюхин и Валентина Геча: «Снимать можно по-другому!»
Фото: из портфолио Константина Андрюхина

- Как происходит ваша первая встреча с клиентом?

ВГ: Первая задача – создать людям комфортную обстановку. Они приходят, у них праздник, им надо помочь. Во многом это то, за что нас ценят и рекомендуют, помимо красивых карточек. Мы со многими поддерживаем дружеские отношения после свадеб. Второе – это профессиональные советы, которые облегчают подготовку и даже порой снижают экономические затраты.

- То есть ваш конек – это ваше отношение к молодоженам?

ВГ: Мы действительно их всех любим. Я переживаю за каждую невесту! У них праздник! А когда фотограф просто хочет заработать денег и ведет себя по принципу «Я все знаю» - им это не может понравиться. Люди хотят уважения, теплоты. Ну а то, что у Кости есть определенный уровень, ниже которого он не снимет – это факт.

- Вы принимаете непосредственное участие в организации свадеб, которые снимаете?

АК: Мы всегда стараемся помочь молодоженам подготовиться к свадьбе в тех моментах, которые потом помогут нам хорошо ее отснять. Цель – не продать часть услуг через себя, а сделать красивый праздник, чтобы было, что снимать. В целом – 50 на 50, где-то сами организуют, где-то пользуются нашим советом.

- Как разобраться в большом количестве фотографов? Как выбрать своего?

АК: Хорошо, если клиенты уже видели работы и имеют рекомендации в адрес того или иного фотографа. После этого они составляют личное мнение, просмотрев портфолио. И, безусловно, личное общение! Это обязательное условие! Неправильно выбирать только по цене. Есть смысл встретиться с несколькими фотографами, и быть может даже пересмотреть бюджет на свадебного фотографа…

- Были ли свадьбы, которые запомнились в отрицательном смысле слова?

АК: Скорее были безликие свадьбы, которые не запомнились.

- Были ли в вашей практике случаи, когда приходилось отказывать клиенту?

ВГ: На встрече – нет. По телефону – сейчас уже да. После первых же слов складывается ощущение, наш это клиент или нет.

Если звонит безынициативный человек, говорит, что у него будет обычная программа, становится понятно, что ему все равно, кто будет его снимать. Ему понравились фотографии, но ему неважно, кто их сделал. Он не готов расслабиться… Даже на встречу не готов приехать!

- Бытует мнение, что если фотографа наняли, то он должен отрабатывать съемку… На ваш взгляд, кто все же работает на результат? Кто виноват, если фотографии не получились?

ВГ: Я считаю, что если не получились фотографии – виноват фотограф.

АК: Я скорее убежден, что это обоюдный процесс. В любой области фотографии не все зависит от фотографа. Что-то зависит от стилиста, от самой модели…

ВГ: Если мы не берем крайние ситуации (люди развернулись и ушли из ЗАГСа) – фотограф всегда должен найти, что снимать. Если праздник продолжается, а невеста рыдает – она не будет плакать весь день. Вспомните, что есть гости, родители, которых тоже можно фотографировать. Если же есть возможность психологически поддержать – надо поддержать. Но если ты понимаешь, что ничего, кроме раздражения твое присутствие невесте в этот момент не принесет, - попробуйте действовать через ее друзей.

АК: Люди бывают разные, приходится и психологом быть. Порой приходится выжимать максимум из того, что есть.

- А свадьбу-мечту уже сняли?

АК: Свадьба-мечта – это дорогой и красивый праздник, где никто не боится выражать чувства, и фотографу не надо ничего придумывать. Такое случается каждый год, но хочется продолжать. Нет такого, что сняли и все, лучше уже не будет.

- Вы провели портфолио-ревю с Дмитрием Кужальковым. Каковы ваши впечатления?


АК: Очень увлеченный фотограф, для него фотография – это жизнь! Что касается уровня работ – он достаточно высок. Мы отсеяли лишь совсем проходные фотографии…

Константин Андрюхин и Валентина Геча: «Снимать можно по-другому!»
Фото: Сергей Михаленко

- А насколько важны такие мероприятия и опыт более опытных коллег?

АК: По моему мнению они важнее мастер-классов. Здесь человек даже получает определенную выгоду. Человек получает другое видение своей работы как в творческом, так и в коммерческом плане.

ВГ: И у него есть возможность задать любые вопросы напрямую. Даже те, которые он, быть может, не задал бы при посторонних людях. Это крайне важно! У Димы я увидела ситуацию, которую мы тоже проходили. Есть фотографии, которые нравятся клиентам и от них страшно отказаться. Но это клиенты, которые уже были. А важнее оставлять фотографии для клиентов, которые будут. Если он не побоится сделать этот шаг –быстро пойдет вперед. Нам кажется, что этот сезон для Димы станет показательным. И мы желаем ему удачи.

- И в завершение – несколько слов о впечатлениях, которые получили в этой поездке: фотография, Минск, общение…

ВГ: У вас всегда очень хорошо!

АК: Тут вкусно кормят и радушно принимают! Что касается фотографии – то уровень весьма высок. И процент хороших фотографов выше, чем в России, как мне кажется. На мой взгляд не хватает документальной фотографии. Много сильной портретной фотографии. Когда был на портале ZНЯТА, смотрел раздел «Стрит-фото» – там масса интересных работ! И мне кажется, эти авторы могли бы существенно поднять общий уровень свадебной фотографии, привнеся сюда свой взгляд.

Беседовал: Сергей Михаленко