мне встретилось утверждение, что фотография не способна
глубоко выразить внутренний мир человека,
а вот его физический образ - вполне.
Это спорное утверждение оказалось бесспорным
в контексте выставки Е.Адамчик «Белоруски. Европейские женщины».
Похожий проект Елена представляла год назад.
И если сравнить впечатления, то новый показ
выгодно отличается от предыдущего более строгим отбором работ
и более удачным выбором площадки для презентации.
Порадовали хорошим качеством широкие черно - белые форматы,
в меньшей степени - цветные.
И в целом работы выглядят свежо.
Сами портреты, на мой взгляд, от широкого формата
ничего не приобрели, если не потеряли.
При близком рассмотрении взгляд неминуемо
изучает строение кожи, на расстоянии -
работы становятся похожи на формальные плоскостные композиции.
В любом случае, крупные планы героинь,
снятые традиционно, выглядят слишком монументально
при вполне заурядном содержании.
Малый формат пошел бы им только на пользу.
Плакатный размер фотографий просит графического дополнения,
что совсем не стало бы лишним.
Кто изображен на портретах - осталось загадкой.
Как и год назад, и сейчас для меня осталось загадкой,
чем «белоруски» отличаются от остальных женщин Европы.
Возможно, автор провоцирует ответ: «А ничем!».
И я с этим готов согласиться.
Но почему тогда «белоруски» выделены из представительства женщин Европы?
В чем их особенность?
Я увидел просто красивые портреты просто красивых женщин
в просто красивых обстоятельствах...
Что само по себе хорошо, но скучно.
Все, о чем мне поведали работы - «белоруски» счастливы и уверенны в себе всегда.
Ну, а так ли это в действительности - кому какое дело…
Вот о чем я не смогу ничего сказать, так это о психологизме портретов.
И если отсутствие у моделей актерских навыков объяснимо,
то вялая сценарно- режиссерская работа автора проекта - нет.
Было когда-то такое определение - проникновение в образ.
Его в портретах этой выставки я и не нашел.
Но если вспомнить самые ранние, времен «Крыніцы», публикации Елены -
такой прохладный и скользящий взгляд у автора был всегда.
Формальная дизайнерская композиция определяла содержание работы,
Что, на мой взгляд, хорошо для fashion-art , а для портретной фотографии - нет.
Энергетика таких работ распределяется равномерно по плоскости работы,
радует глаз, но не вызывает ни восторга, ни возмущения.
Возможно, такие задачи и ставились…
Тем не менее, мне совсем не близок такой «холодный и зеркальный» стиль портрета,
пусть даже и «парадного» (пресс-релиз традиционно крут).