«Фотографическая экспедиция-2» / выставка-квартирник

«Фотографическая экспедиция-2» / выставка-квартирник

Фотографы: Дмитрий Кароль, Владимир Парфенок, Игорь Пешехонов, Игорь Савченко
Адрес и время работывыставки можно узнать по телефону: 8 044 714 76 72

Проблема выставочного пространства для белорусских художников и фотографов в последнее время становится все более актуальной. За последний год закрылось несколько галерей, например, галерея Nova. По этому поводу можно грустить, а можно искать другие варианты. Как это сделали белорусские фотографы Дмитрий Кароль, Владимир Парфенок, Игорь Пешехонов и Игорь Савченко, организовав выставку-квартирник. Используя пространство мастерской Игоря Пешехонова, они презентовали вторую часть своего проекта «Фотографическая экспедиция-2».
Нестандартность этой выставки заключается не только в непривычном условном выставочном пространстве, но и в самом жанре проекта. Экспедиция, по словам Владимира Парфенка, - не просто краеведческая фотопрактика, когда группа фотографов едет в определенное место и снимает выбранный объект с разных ракурсов. Это и не пленэрная фотосъемка, которая по своей сути статична и предсказуема. Экспедиция - это в первую очередь движение, направленное в неизвестность.
«В кино есть такой жанр как road-movie, «дорожное кино», - говорит Парфенок. - А здесь мы видим своего рода «дорожную фотографию». Ты куда-то движешься и фиксируешь то, на что падает твой заинтересованный новизной взгляд. В экспедиции объектом может стать все, что угодно. Часто в момент съемки ты абсолютно не осознаешь, что это и для чего. И только потом, через некоторое время, в отснятом материале можно обнаружить какой-то новый и неожиданный смысл, знаки чего-то большего».
Стоит отметить, что в багаже фотографов уже шесть состоявшихся экспедиций. Пока зритель знакомится только со второй частью.
Владимир Парфенок:
- Я уже точно не помню, кому первому два года назад пришла в голову идея отправиться в нашу первую экспедицию. Но однажды вчетвером мы сели в машину и поехали. Конечно, перед поездкой мы примерно наметили маршрут и нашли в Интернете информацию о том, что нас может ожидать. Первая поездка была в Западную Беларусь. Выставка после первой экспедиции состоялась через несколько месяцев в галерее Nova, и многие тогда отметили необычность такого формата. С презентацией второго части проекта уже возникли проблемы. Nova закрылась, в график Музея современного искусства мы не вписались, с галереей «Ў» тоже не получилось. Наверное, не «тот» формат. Вот и решили устроить независимую выставку-квартирник.
Условными пунктами этой двухдневной экспедиции стали Ружаны, Сынковичи, Косово, Береза и Слоним. Как и что будут снимать, каждый решал сам. Результатом стали серии черно-белых фотографий, которые, несмотря на то, что сделаны в одних и тех же местах, абсолютно не похожи друг на друга. У каждого фотографа свой ярко выраженный стиль и интерес.
У Владимира Парфенка получился цикл фотографий в форме ретро-открыток, где удивительным образом на одной плоскости фотоснимка одновременно существуют и прошлое, и настоящее. Черно-белые изображения, царапины, «немые» пейзажи рассказывают о каком-то забытом и далеком времени. Но вдруг — на небе летит вертолет или рядом стоит машина, и ты понимаешь, что этот пейзаж живет именно сегодня.
Владимир Парфенок:
- Это такая игра со временем. Мне было важно не только сохранить дух старины, но и зафиксировать современность. Например, памятник 17 века, охраняемый государством и другими международными организациями, в реальности оживляют лишь бабушки, пасущие коз.
Работы Игоря Пешехонова тоже тесно связаны со временем. Но в данном случае это некое условное время. Изображение накладывается на изображение, в каждом из которых зафиксировано отдельное мгновение. Поэтому фрагмент башни, например, зритель вдруг видит стоящим и падающим одновременно.
Игоря Савченко интересуют детали. Объектом внимания может стать куст, цветок, кусок надгробной плиты с ползущей мухой. Фотограф использует естественные природные формы (линии, тени, силуэты), помещает их в кадр в определенной композиции и фиксирует свое восприятие реальности. Формально такой снимок мог бы быть сделанным в любом другом месте. Но именно обстоятельства экспедиции, состояние фотографа в данный момент и определяют конечный результат. В других условиях, возможно, эта фотография была бы иной.
Для Дмитрия Короля это вторая попытка выставиться в качестве фотографа. Владимир Парфенок называет Дмитрия, скорее, «философом фотографии». И в представленной экспозиции его работы кажутся самыми простыми и скромными. Ключевым становится не достоверность изображения, но контраст между светом и тенью.
Фотографы, несмотря на формат квартирника, сделали свою выставку открытой для всех. Для них как для авторов очень важно, чтобы результат их работы увидели другие люди. Сколько выставка продлится, решат сами авторы, потому что в данном случае они связаны обязательствами только между собой.
«Наш квартирник - это, скорее, выход для конкретной группы людей. С одной стороны, это опыт иного выставочного пространства, пусть и известного еще с советских времен. С другой, симптом времени, когда современное искусство проявляет себя в мастерских, на чердаках и в подвалах. Во всем мире государство заинтересовано в творческой активности людей, потому что понимает, что современное искусство стимулирует появление новых идей, провоцирует на нестандартное мышление. А это выгодно в первую очередь самому государству. У нас же пробуют строить Силиконовую долину, не создав при этом Центра современного искусства. Для меня это нонсенс…» - говорит Владимир Парфенок:
- Как должен выглядеть идеальный итог ваших экспедиций?
- Конечно, это большая выставка, возможно, даже мультимедийный проект, потому как из экспедиций я привозил и видеоматериалы. Но главное, наверное, - это книга. Выставка - это ведь временное событие. Кроме того, между зрителем и фотографией в раме есть преграда - стекло. Книга в руках позволяет испытать более близкий контакт, вызвать более интимные переживания. Именно в формате книги фотограф может сделать свою работу более законченной и совершенной: расположить фотографии в определенном порядке, задать нужный контекст, чтобы подвести зрителя к более точному прочтению авторской мысли.
Автор:
Татьяна Артимович
Фотограф:
Александра Пешехонова
Источник: Relax.by
обсудить на форуме zнята