То, что мы потеряли

То, что мы потеряли

Выпуск 47

Выставка коллекции фотографий
протоирея П.Волынцевича в Национальном историческом музее
выходит за рамки исторической ретроспективы,
хотя формально экспозиция представляет
провинциальную жизнь Беларуси начала ХХ века.
Кропотливая работа, проделанная Д.Серебрянниковым и В.Сутягиным
восстанавливает матрицу нашей памяти,
дополняя достоверной информацией пустые ячейки,
некогда забитые идеологическим цементом плакатов и статистики.
Впервые повседневная жизнь духовного сословия
так искренне и естественно раскрывается перед публикой,
чтобы без нарочитой назидательности и пафоса сообщить
о служении избранной вере,
как составной части существования интеллигенции.
Удивителен сам факт возможности публично рассматривать то,
что, на мой взгляд, для стен музея не предназначалось.
Семейный альбом незнакомых, чужих людей…
Но нет чувства неловкости, нет привкуса подглядывания,
нет дежурной вежливости, как при знакомстве с «home photo».
Все очень деликатно и достойно.
Поразителен групповой портрет семьи священника,
Поразителен двойным течением времени – внутренним,
запечатлевшем людей в момент съемки,
где за необходимой статикой пульсирует волнение, порыв, тепло и смятение.
Где образы зафиксированы в состоянии «замедленного жеста»,
где угадывается начало и продолжение,
а остановленное мгновение сообщает фотографии
фантастическую гиперреальность происходящего
и живая энергия переливается от взгляда  к плечам, рукам,
складкам одежды и ты становишься постоянным соавтором
этого закольцованного внутреннего ритма.
А время внешнее присутствует в материальном распаде носителя изображения,
в исчезновении частей негатива, в осколках разбитого стекла,
в помутнениях и черных провалах.
Время физическое присутствует, оно осязаемо.
И этот конфликт угрюмой необратимости разрушения
и внутренней живой энергии персонажей просто ошеломляет.
И от магии этого феномена фотографии невозможно оторваться.
Это больше, чем искусство и технология.
Это маленькая мистерия мироздания,
где чувствуешь себя не ничтожной пылинкой.
а скорее полноправным участником этого обряда.
Это редкое переживание и в этом его особая ценность.
Таким состоянием пронизана вся экспозиция.
Где-то ярче, где-то слабее,
но все время ловишь себя на ощущении легкой эйфории.
Почти о каждой работе можно написать маленькое эссе –
столько говорящих образов, эмоций и подробностей.
Очень удачным, на мой взгляд, оказалось решение
представить увеличенные сканы с негативов.
Альбомные форматы, также представленные в экспозиции,
нуждаются в более интимном внимании.
Требуют близкого контакта и домашней обстановки.
А выставочные, демонстрационные размеры
выгодно  проявили пространство, насытили деталями,
позволили ощутить полноту содержания, максимально погрузили
в атмосферу своего времени.
И сколько ассоциаций возникает, когда вглядываешься
в лица и даты на фотографиях
и как на эти образы проецируется уже известная нам историческая перспектива,
а им,  изображенным,  еще неведомая.
Вот здесь помогает количество работ, большой объем выставки.
Он позволяет освоиться в «том» времени и пространстве,
не торопясь различить запахи яблок, сенокоса, снега
и услышать лай собак, храп лошадей и гудок парохода,
доверить свои эмоции автору
и следовать за его взглядом в полном согласии с его выбором.
Безусловно, коллекция заслуживает
настоящего академического исследования,
издания альбома (говорили -  будет), и дальнейшей популяризации.
Белорусская фотография обрела очень значимое имя и архив
и это делает почву под нашими ногами более устойчивой.
Удивительное появление этих фотографических картин
иначе как мистическим, надмирным образом не объяснить.
Но в который раз понимаешь,
что всякое проявление «чудесного» нуждается
в умелом, заботливом и ответственном труде,
результатом которого и стала замечательная выставка
«Фотолетопись длиною в полстолетия»
Низкий  поклон ее создателям.
P.S. Репортаж с выставки не может передать ни одного ее качества.
Поэтому очень рекомендую всем иногородним любителям фотографии специально приехать в Минск, чтобы увидеть не только «Фотолетопись», но и «Фотографику»,
которая откроется на днях.
Текст и фото: Валерий Ведренко
17.01.2011
обсудить на форуме zнята