Свет и тень фотографики

Свет и тень фотографики

Выпуск № 48

Посещая фотоклуб «Мiнск» даже не догадываешься,
сколько уникального фотографического материала
хранится за обычными дверями нескольких комнат,
между которыми незаметно, как ежик, снует Евгений Карпович.
Клубу 50 лет, но эта дата воспринимается как-то отвлеченно,
а, между тем, это жизнь целого поколения.
И она не только проявлена и зафиксирована,
но и старательно собрана и сохранена.
Осенью 2010 года фотоклуб удивил своей ретроспективой,
а 2011 открыл контрастной и экспрессивной «Фотографикой»,
представив историю этого культурного феномена 70-80 годов ХХ века.
Выставка действительно представила лучшие работы.
Кто-то справедливо сказал: «Выставка обложек «Советского фото».
И невольно ловишь себя на мысли,
что часть работ прочно осталась в своем времени, а часть  -
вполне актуальна и сегодня.
Любопытны метаморфозы советской пафосной фотографики,
где герои приобретают характеристики монументов,
которые со временем только подтверждают аксиому,
что от серьезного до смешного – один шаг.
А вот простые бытовые сюжеты по прежнему трогают душу.
Еще один парадокс – знамя фотографики,
технические новации в обработке изображения,
сегодня выглядят безнадежно архаичными,
и вожделенный формализм застойного совка,
увы, скорее забавляет, чем восхищает.
Об этом стоит задуматься тем,
кто сегодня безмерно увлечен возможностями фотошопа.
Перспективы очевидны.
Но что же так привлекало фотографов в фотографике?
На мой взгляд – возможность интерпретации советской действительности.
Cтремление в документ времени внести свое, персональное отношение к событию.
Настойчивое нежелание превращаться в «ноль».
И в то же время –
осторожное понимание невозможности открытого протестного текста.
Отсюда – поиски иносказаний, метафор и символов,
желание традиционному содержанию придать хотя бы
свежую художественную форму.
Появляются и такие темы, которые начальники не пропускали  в фотографии,
а  в фотографике – терпели.
Для народного творчества фотографика стала необходимой отдушиной,
спасением от соцреализма профессионалов
и с необходимостью такой отдушины была вынуждена считаться
даже партийная власть.
И сколько имен настоящих фотографиков открыло то время!
И как грустно ответил Юрий Сергеевич на вопрос о приглашении гостей –
«А приглашать-то уже и некого…».
Переходя из зала в зал вспоминается и контекст той действительности –
какими значимыми были премьеры фильмов Тарковского и Михалкова,
как восхищались Чюрленисом, Шагалом и Рерихом,
как читали открывшихся Булгакова, Платонова и Хлебникова,
как слушали «Арсенал» Козлова
и заполняли полные залы на концертах органной музыки.
Сегодня все как-то не так…
Но кто знает, что скажут о нашем времени через 40 лет?
А, главное, будет ли так же добросовестно собрана и сохранена
наша фотография, как она собрана и представлена
на выставке «Фотографика. 40 лет спустя»?
Текст: Валерий Ведренко
26.01.2011

Таня Федоренко: Фотографика: сохранение запретного >>>

обсудить на форуме zнята