Сделайте мне красиво!

Сделайте мне красиво!

Выпуск № 49

Возникшая дискуссия по поводу выставки Н.Никитина «Избранное» в фотоклубе «Мiнск» в который раз поднимает вечные вопросы.
И в который раз вызывает досаду, что эти жаркие споры абсолютно безрезультатны. Случай с «Избранным» тому подтверждение.
Откройся эта выставка в «Центральном», «Мире» или «Библиотеке» -
гарантирую, она бы прошла на «ура» и вместо критики
автор получил бы свою порцию народной любви и, возможно, пару заказов.
Но она открылась в фотоклубе «Мiнск» и место проведения
стало катализатором конфликта между фотографией творческой и популярной.
Эти определения достаточно условны и, в силу отсутствия единой точки отсчета,
каждый их трактует по-своему. И именно в этом - причина недоразумения.
И снова мы поднимаем вопросы о критериях, о принадлежности к искусству,
о свободе самовыражения, о творчестве и ремесле, о всяких высоких штучках,
в которых «каждый прав по-своему, а по-моему - нет».
Но все эти страсти - порождение нашего самообразования и вкусовщины.
В нашем сознании не зафиксированы ни стандарты, ни критерии фотоискусства.
Отсутствие системного фотообразования нам заменил Интернет,
и уж что искусство, а что нет, мы думаем, что знаем точно.
И нас уже не волнует, что в Беларуси нет НИ ОДНОГО фотоконкурса,
который бы фиксировал верх и низ происходящего в творческой фотографии.
У нас нет даже ежегодной выставки, где можно было бы хоть что-то сопоставить.
Зато у нас есть «демократичные» фотосайты, где народ сам себе нащелкивает кумиров.
И вот один из них, из кумиров, попал в другую среду.
И реакция произошла.

В дискуссии назойливо мусолилась тема: «А что есть искусство?»,
как будто некая формулировка сможет внести ясность в этот вопрос.
Я не могу на него ответить.
Но я точно знаю, что для меня искусство кончается тогда,
когда появляется вопрос: «А искусство ли это?»
Когда падает снег в черную воду, когда смотрю фильмы Тарковского,
когда слышу ветер в соснах у старой каплицы, когда вижу некоторые фотографии Бутры, я не задаюсь этим вопросом. Для меня искусство очевидно, как природа.
И если появляется вопрос о принадлежности некоего явления к искусству, я понимаю,
что имею дело не с искусством, а с неким видом творчества, ремесла или  самовыражения.
А дальше идет обычная профессиональная классификация,
где есть место и для творчества уважаемого Н. Никитина.
На мой взгляд, его фотографии продолжают традицию провинциальных настенных украшений «для уюта», которыми торговал герой  Г.Вицина в фильме «Операция Ы».
Это интересный и абсолютно не изученный в нашей стране артефакт,
и стилистические и эмоциональные особенности произведений Н.Никитина демонстрируют генезис этого явления в эпоху цифровых технологий.
Это современный профессиональный китч без всяких кавычек,
сделанный любовно и добротно, где «приятная картинка» является
и формой, и содержанием, и концепцией, и сверхзадачей.
Хороший уровень профессиональной подготовки выделяет работы Н.Никитина
из общей массы поклонников «приятной фотографии».
Но мир, который моделирует автор, состоит из штампов и стереотипов эстетических предпочтений зрителя и заказчика.
Это зеркало требования клиента к фотографу: «Сделайте мне красиво!»
и с поставленной задачей фотограф, безусловно, справляется.
Но он предлагает зрителю не свой мир,
а предугаданный, желанный зрителю мир зрителя.
Как правило,  романтично-эротичный, но очень пристойный.
Наиболее полно этот мотив проявлен в постановочных натурных композициях.
Что касается портретов, то в нашем городе есть десятки фотостудий,
где плюс-минус похожие портреты украшают стены,
но никому и в голову не приходит устраивать из них выставки в фотоклубе «Мiнск».
Как бы ни были плохи дела в нашей творческой фотографии в области ее презентации,
она была, есть и будет.
И фотоклуб «Мiнск» пока остается единственным живым звеном,
связующим прошлое и будущее белоруской фотографии.
А всякий Клуб имеет свое лицо, свои приоритеты, свои преференции и свои табу.
На то он и Клуб.
И мне казалось, что «Мiнск» претендует на место, свободное от «прелестных картинок», которыми кишит Интернет и полиглянец.
Мне казалось, что Клуб позиционирует себя как остров традиции и эксперимента
в океане ширпотреба, которому и так безраздельно предоставлено все окружающее пространство.
Но, видимо, время диктует свои правила,
а Клуб не в состоянии предложить новым условиям ясную и внятную концепцию
своего существования и круга своих интересов.
Самой уязвимой частью выставки оказались фотографии в жанре «ню».
По стечению обстоятельств знакомство с поисками в этом сложном направлении продолжат ретроспектива В.Гончаренко и первая клубная выставка А.Микуса.
Видимо, светло-серые стены галереи клуба слегка порозовеют!
Ну, и на здоровье!
Лишь бы не покраснели…
Текст: Валерий Ведренко
Фото: Николай Никитин
7.02.2011
обсудить на форуме zнята