Впечатления о мастер-классе Алексея Никишина

Впечатления о мастер-классе Алексея Никишина

Перед мастер-классом Алексея Никишина мне почему-то упорно казалось, что это мужчина в возрасте, который глубоко смотрит на мир из-под поседевших густых бровей. И хотя фотография Алексея долго болталась на главной странице ZНЯТА, глядя на его портреты, я не могла отделаться от чувства, что их сделал кто-то в возрасте лет 50.

Придя субботним утром в студию, я познакомилась с молодым человеком, таким легким и воздушным, что мне даже стало немного стыдно за свои предыдущие мысли. Простым Алексей оказался в общении, в отношении к людям, в способе преподавания. Глубоким – в своих познаниях не столько фотографии, сколько в понимании ее проникновения в жизнь и историю. Рассказ о портретах буквально с первого снимка стал тесно и невообразимо переплетаться с фильмами, книгами, мыслями философов и поэтов. Это словно большое открытие того, как это все работает не на словах, которые мы учили за партами, а в жизни, в самой фотографии, в том, как люди раскрываются и как их можно раскрыть и показать другими в фотографии.
Что важно в портрете? Как сделать его таким неожиданным и откровенным? Как сделать его неузнаваемым и в то же время близким. Никишин открывает знакомых людей, открывает, наверное, не только для зрителя, но, прежде всего, для них самих. Он чувствует их изнутри, в беседе достает из них то сокровенное, что они и не думали показывать.
В чем секрет психологического портрета? Не в постановке света и не в типе камеры. Не в старости пленки и не в параметрах экспозиции. Секрет в фотографе, секрет в обстановке и в удаче. Алексей, благодаря своему широчайшему кругозору и тонкому чутью знает, как и о чем говорить с каждым, знает, как нужно слушать и как при этом не забывать фотографировать. Он сказал удивительную вещь, такую простую, впрочем, как и все гениальное: «Люди приходят куда-то, чтобы получать удовольствие». Они приходят за этим в кафе, в кино, к друзьям. За этим же они приходят и к фотографу. И фотография, хотя она является целью встречи, никогда не превосходит по значимости желание получить удовольствие. Алексей привел в пример опыт кафе Starbucks, при упоминании которого многие из присутствовавших радостно мурлыкнули и вспомнили запах кофе и свежих булочек. Вот она – сила удовольствия, сила желания быть кем-то особенным в особенном месте. Студия – это такое же место, от посещения которой у клиентов должны оставаться приятные воспоминания и чудесные портреты.
Первый день остался теоретическим. Никишин показывал свои фотографии, учил находить в снимке детали его привлекательности и уникальности. Разбирали каждый буквально до костей. И было даже как-то странно, если честно. Алексей говорил о том, что он создает атмосферу, вводит модель в особое состояние доверия и покоя. Но получившийся кадр – абсолютная случайность и удача. И уже потом, спустя время, он находил в каждой фотографии треугольники, овалы, знаки и свето-теневые пятна. Чтобы, как мне показалось, оправдать кадр. Но случившийся портрет и так оправдан - он уже случился. Копание в символах хорошо, когда кадра еще нет и его нужно выстроить, создать схему, которая воплотиться в реальность, своего рода эскиз для будущего живописного полотна. Случайные же жанровые фото не впечатлили. Гораздо привлекательнее были парижские путешествия Полины Москалевой, показанные на портфолио-ревью.
Второй день был посвящен практике, световым схемам, разным ситуациям при съемке. Порадовало, что Алексей не гонится за техникой, кажется, даже не обращает внимание на технические параметры фотографии. Минимальные средства, и не только у него, дают фантастические результаты. Голова не занята ненужной информацией, в ней остается свобода для полета мысли и внимания к другому человеку. Еще раз подтвердилась всем известная истина - фотографировать нужно головой и сердцем, а не камерой. Про невидимую нить, соединяющую мысль и сердце говорил и Никишин, вторя словам Шагала.
Что получилось и что будет получаться у фотографов, посетивших мастер-класс, как изменятся их портреты и характеры, я надеюсь, мы увидим в ближайшем будущем. А пока, все ушли наполненные новыми знаниями, новыми эмоциями и в предвкушении новых себя.

На мастер-классе

Текст: Таня Федоренко
Фото: Сергей Михаленко, Оля Шукайло
оставить отзыв на форуме zнята