Тост извращенного оптимизма

Тост извращенного оптимизма

Юбилейный номер этой «Ложки дегтя»
еще не дает повода для всемирного запоя,
но способствует проявлению скромного извращенного оптимизма.
За два с лишним года своей жизни на портале,
«Ложка» пыталась вносить определенную ясность в процессы,
протекающие в нашей фотожизни.

В отсутствии заинтересованной и регулярной критики,
наши усилия были направлены на выделение
наиболее заметных событий в белфото.
И мы предлагали посильный «субьективный  и предвзятый»
комментарий значимости этих событий.
Бегло проскользнув по «этапам небольшого пути»
не сложно заметить, что все проблемы, поднимавшиеся
в предыдущих «Ложках», проблемами и остались, а многие и возросли.
О нашем Фотосоюзе и говорить уже не принято,
а маячивший призрак частной фотогалереи растворился
в минском тумане как дымок сигареты.
Часто поднималась и тема арт-критики,
профессиональной, системной, конструктивной.
Если вычесть из общей картины усилия ZНЯТА,
то говорить можно только об отдельных материалах,
которые появлялись и будут появляться  время от времени
в различных печатных и веб-изданиях.
О системе даже говорить неловко, а последняя встреча арт-критиков
в Институте Гете и вовсе лишила меня каких-либо иллюзий
в отношении каких-либо перемен в этой ситуации.
Я говорю об арт-критике и фотографии.
Особую досаду вызывает заточка молодых критиков на «актуальное искусство».
С недавних пор оно стало «наиважнейшим»,
хотя никто не возьмется ясно и внятно определить очертания этого явления.
С точки зрения  традиционного искусства -
актуальное таковым вообще не является. А с точки зрения актуального -
традиционное искусство - это сарай хлама,
который можно использовать в своих целях.
На встрече даже прозвучала мысль,
что традиционное искусство в арт-критике вообще не нуждается.
Что-то похожее уже звучало лет сто назад.
Из дискуссии я вынес твердое убеждение, что пламя,
которое зажигают в сердцах молодых критиков,
никак не согреет нашу фотографию,
в целом - традиционную и консервативную.
А ведь даже некому задать вопрос: «А почему она такая?».
И еще могу поделиться одним твердым убеждением,
что нашим творческим фотографам  абсолютно не на кого рассчитывать.
Ни на государство, ни на БООФ, ни на критиков, ни на либеральную интеллигенцию.
Ни на кого, кроме себя.
Неоспорим тот факт, что выжить в болоте можно только на кочке,
а мелиорация ведет не к цветущему саду, а к пустыне.
Нас часто упрекают в «хуторском» менталитете,
порицают за обособленность.
Но наблюдения за фотожизнью подсказывают,
что всякое стремление осчастливить всех желающих  -
блеф, за которым стоит либо «шкурный интерес»,
либо благонамеренная глупость.
А продуктивным оказывается путь, когда конкретная команда
решает конкретные задачи - обрабатывает свою кочку, свой огород.
Станет таких «кочек» больше - отлично! Станет меньше - не привыкать.
И я надеюсь, что будущие исследователи
истории фотографии в Беларуси найдут и в «Ложках», и на портале в целом
не только сарказм, но и достоверный материал
о состоянии белфото в начале ХХI века.
Найдут  рутину и заблуждения, ошибки и открытия.
Здесь хранится реальная, а не селективная история,
действующим лицом которой может стать каждый,
а Время расставит свои акценты.
Все, чем можно гордиться в нашей Дзержаве,
сделано не благодаря, а вопреки…
И это - суть извращенного оптимизма,
который меня питает всю жизнь.
И в стремлении передать его благотворное воздействие на дорогих читателей
я поднимаю юбилейный тост за то абсолютное чудо,
которое нас все-таки  объединяет:
«За нашу фотографию!».
Текст: Валерий Ведренко
Фото:
Валерий Ведренко

28.02.2011
обсудить на форуме zнята