Свадебное

Свадебное

Фотографический рейд по нескольким не очень фотографическим местам: Музей города Минска, к/т «Победа», к/т «Центральный».

Со временем эти места все же стали фотографическими. Но про места не будем, а вот про содержание и выставки, про сами фотографии хотелось бы поподробнее.
Серым весеннее-зимним днем шагаю по серому уставшему городу, своему, родному и грустному. Что-то падает с неба, что-то хлюпает под ногами. Но в старом городе, не смотря на прилизанные стены домов, огромное количество машин и бутиков, все же ощущения немного меняются. Появляется уютность, даже тепло и цвет. Город словно переводит дыхание на этих небольших улочках.
Музей города Минска. Я не знаю, отчего его назвали музеем города, и, каждый раз приходя сюда, удивляюсь этому факту. Почти домашний интерьер и уже знакомые коридоры. На втором этаже - цель путешествия: выставка Виталия Раковича. «Минск. XXI век. Полдень...».  В этом городе царит солнце, покой, умиротворение и красота. Лишь изредка в нем угадываются знакомые черты. И даже если угадываются, они словно сошедшие со старых фотографий, где Минск совсем не такой как сейчас. В солнечных домах и улицах, в деревьях и башенках церквей узнаются старые итальянские города, немного Вильня, немного сам Минск. Это город-сон, город-мечта, город, которого нет.

До простой фиксации, о которой говорит автор в самом начале, тут совсем далеко. Да я бы и не хотела увидеть то же самое, что видела пять минут назад, еще и в стенах музея. Минск особенный, он странный и у каждого свой. Когда-то давно ему не дали определения, особенного прилагательного, чего бы то ни было, чтобы он какой он. Сегодняшний Минск - город хамелеон, он подстраивается под каждого человека, он может быть любым городом мира, но никогда не будет самим собой. И поэтому каждый норовит Минску дать собственное определение, найти в нем уникальную сущность. А ее просто нет… И фиксацией тут не обойдешься. Она просто не работает. Да и что такое «фиксация»? Наводя объектив на что-то, придавая фотографии определенный цвет и атмосферу, автор всегда наделяет ее своей собственной сущностью.  
Приятные глазу фотографии. Они не вызывают диссонанс, не режут глаз и не заставляют задуматься над сущностью города, ни над самим явлением Минска. Судя по всему, автор и не хотел эти вопросы задавать.
Мне вспоминается Барт с его монументальной работой «Камера обскура». Все знают о «студиуме» и «пунктуме». И вот работы Виталия Раковича стали еще одним доказательством теории Барта, его иллюстрацией. Глаз легко летел по поверхности фотографий, но сознательно пытаясь зацепиться за что-то, он соскальзывал по гладкой солнечной стене. Хотя, не сомневаюсь, что выставка нашла своего зрителя, красивые и приятные работы, мне они не принесли нового знания и новых ощущений ни о городе, ни об авторе, ни новых размышлений. Мне кажется, что Минску можно задавать множество вопросов, вести с ним горячие дискуссии и задушевные разговоры. Но Виталий ничего не спросил и ничего не узнал у города.
После солнечных, я снова вернулась в моросящие и межсезонные улочки. В кинотеатрах с размахом разместились свадебные фотографии. Праздник жизни, теплый и незабываемый. Такими же праздничными и беззаботными фотографиями встречали зрителя холлы кинотеатров. Наверное, именно с такими приятно встречаться перед сеансами кино. Людям приятно не только смотреть, но и вспоминать или планировать свой собственный праздник. В любом случае, эти картинки находят оклик в сердцах многих людей, как напоминание о неотъемлемой или желанной части жизни. Но вопросов или проблем, ни в «Центральном», ни в «Победе» не возникло и не почувствовалось: только дежурные картинки приятного события. Но ведь свадьба – это гораздо больше и гораздо глубже, чем белое платье и длинные аллеи в парке. Мне было бы интересно посмотреть на фотографии, которые бы попытались заглянуть в будущее пары, в будущее после праздничного дня.
Выставка предполагает диалог. Диалог автора и зрителя, содержательный и интересный. Все же посещенные показались странным сравнением себя с самими собой, монолог автора, а после - монолог зрителя. Фотографии, даже после отчаянных попыток отыскать в них хоть малейшую зацепку, остались плоским отражением мира фотографа. Да, приятные, да, красивые. Но время салонов давно ушло, пришло время вопросов и ответов. Или как минимум, вопросов и долгих томительных размышлений. Но фотографии говорили с другим настроением и в другом тоне. Словно все уже понятно, словно больше нет вопросов и нет проблем. Словно Минск давно изучен и понят. Словно после свадьбы наступает бесконечный и безоговорочный рай. И думать не о чем. Да и не зачем.
Свадебный Минск, свадебные свадьбы.
Ура! Бейте бокалы на счастье…
Текст: Таня Федоренко
Фото: Виталий Ракович, Павел Теплицкий

обсудить на форуме zнята