что любая фотография после 30 секунд рассматривания становится гениальной.
Но чтобы рядовой снимок превратился в фотографию,
он должен обладать некими магнетическими свойствами,
которые и принудят меня рассматривать его в течение 30 секунд.
Не по желанию, а по велению.
И это распространяется как на любительские карточки,
так и на профессиональные форматы.
На выставке А.Бородулина «Ретроспектива»
таких превращений снимков в фотографию я (разумеется, для себя) насчитал 5.
Для обычной выставки – нормально.
Для ретроспективной экспозиции из 200 работ
фотографа с «мировым именем» - бедновато.
Легкое недоумение после просмотра подогревала обида –
если это не лучшее, что есть у автора, то почему нам предложено «это»?
Если это лучшее, то при чем здесь «мировая известность»?
Подобные снимки безымянных авторов по обозначенным темам
квадратными километрами укроют землю, если их собрать из сети,
архивов, журналов и газет.
Подзабытое слово «хроника» в случае с документальной частью выставки,
пожалуй, самое подходящее.
И видимо всю представленную продукцию и следует рассматривать
как бесстрастную ленту событий, кому-то близких и понятных,
а кому-то – абсолютно далеких и незнакомых.
И дело не в нравах Studio54 или географии съемок.
Московские кадры 70-80 годов несут на себе
такую же печать безучастности и хладнокровия автора,
где хлопанье затвора камеры сродни хлопанью ресницами.
В этой аналогии нет ни унижения, ни упрека.
Это суть процесса фотосьемки.
И, очевидно, что от «хроники» не следует ожидать результатов, например, Брассаи,
хотя снимали фотографы похожие сюжеты, только разнесенные во времени.
Но равнодушное повествование автора
переводится в равнодушное восприятие зрителя.
Абсолютно уверен, что снимок превращает в фотографию не событие,
а взгляд на него, его интерпретация.
Что, кстати, от «хроники» не требуется.
И взгляд, и интерпретация будут в «тексте»,
который фотограф всего лишь иллюстрирует.
Вот этих «текстов» выставке и не хватает, уж коль речь зашла о целой эпохе.
Но это – совершенно другой проект и затраты,
без которых, однако, « Ретроспектива» в нынешнем виде
воспринимается как громоздкий и претенциозный полуфабрикат.
Но тотальный дефицит полноценных проектов нам вполне заменяет возможность сфотографироваться «на память» с человеком, который обедал с Ринго Старром.
И на здоровье.Теперь о грустном…
Особую озабоченность у меня вызвала информация
о намерениях фотографа выпустить альбом «Девушки Беларуси».
Автор не поясняет – узко или широко следует понимать название,
отражающее содержание альбома.
Если широко, тогда будущим моделям стоит внимательнее отнестись
к откровенному признанию фотографа,
что ему «все равно кого снимать – людей или животных».
А если «Девушки Беларуси» понимать узко и согласно традиции,
то альбом получится или очень тонким,
или съемки ограничатся учащимися начальных классов.
Вот такую сложную задачу поставил себе фотограф
и никто из местных мастеров светописи с ней бы не справился.
Но мы уже имеем опыт маэстро Гусова.
Альбом про РБ, говорят, есть. Гонорар, говорят, выдан. А где тираж?
«Где тираж!?» - вопиют киоски Белсоюзпечати,
«Где тираж!?» - вопиют отделы краеведческой литературы.
Зато народ молчит... Народу пофиг – это не сахар!Вернемся к теме.
На днях попалась цитата С.Зонтаг:
«В последнее время фотография почти уже стала таким же популярным развлечением, как танцы и секс.
А это значит, что она, как и любая форма массового искусства, уже не воспринимается большинством людей как искусство.
Она превратилась в социальный ритуал, в способ избавления от тревог, в инструмент власти».
Мысль как эффектная, так и спорная
Достаточно сказать, что «большинством людей»
фотография никогда и не воспринималась как искусство.
Но я не устаю повторять, что в мире миллионы карандашей,
а рисовальщиков – единицы.
А иметь «фотик», еще не значит – владеть им.
И не знаю, как для кого, а для меня фотография остается
самым таинственным из всех искусств.
Это умелое хлопанье ресницами памяти
в нужный момент и в нужном месте. Текст: Валерий Ведренко30.03.2011обсудить на форуме zнята