- У меня все отлично!
- Что снимаешь, что делаешь?
- Делаю книжку со своими репортажными фотографиями, снятыми за 10 лет. В сопровождение к книге будут выставки в Москве, Питере, Бруклине и так далее.
Еще один проект, портретный, я закончил два года назад. Не знаю, что с ним делать, наверное нужно показать где-то. Я бы хотел сделать что-то вроде хепенинга, на один или два дня в большом стерильном прямоугольном пространстве. Время от времени об этом думаю, но еще ничего не решил толком.
Привез много фотографий из Перу. Снимал новой камерой, в новом ритме, у меня была новая компания, и все это наложило свой отпечаток. Я думаю, из всего отснятого я выберу 30-40 фотографий, на которых будут видны ментальные штампы, которые там есть. - Расскажи подробнее о книге.
- В книге будет несколько разделов, объединенных одним взглядом. Снимая в Европе, в Азии, в Минске, я всегда вижу одни и те же вещи. Книга будет называться «ГЕО-графия» Туда войдут репортажные снимки с характерными особенностями, которые я везде подмечаю: взаимодействие города, людей, ритма. Мне интересна фотография, в которой появляется метафизика, когда там что-то большее, чем просто набор хорошо срифмованных объектов, когда появляется второй и третий план. Пока в черновом варианте книги есть раздел «Сотворение». Это репортажные съемки внутри семьи. Это изнанка городской жизни, внутреннее пространство. - Рождение второго ребенка дало продолжение «Сотворению»?
- Да, но уже без такого пристального внимания. В то время я начал активно снимать портреты, поэтому немного ушел в другую сторону.- Чьи портреты снимал для этой серии?
- Людей, которые формируют культурное и интеллектуальное пространство города. Я просил тех, кого снимал, выбрать значимых людей, без которых город был бы не окончательным. Т.е. это портреты градообразующих людей. - И самое экзотичное - Перу. Какие впечатления после поездки?
- Перу - волшебное место!
Я для себя никогда не рассматривал Латинскую Америку как интересный регион. Оттуда мало информации, кроме известных писателей или отдельных историй. Я не слышал, что там есть своя духовная традиция, что туда можно пойти за чем-то. Кроме того, что там вкусная еда, сигары, все время тепло и открытые любвеобильные люди, я больше ничего не знал. Мои друзья организовывали экспедицию в деревню, расположившуюся в джунглях. Для меня стала большим откровением встреча с шаманскими практиками. В нашем мире они известны как кровожадные, где людей приносят в жертву. Но на самом деле все это очень осмысленно. И меня это заставило проникнуться. Есть известный ведический гороскоп, который составлен про 12 планетам. Он очень точный, описывает влияние планет на жизни людей и процессы на земле. И на самом деле, если посмотреть на происшествия и проследить активность планет, то эта схема работает и на макро- и микроуровне.У индейцев есть свой гороскоп Майя. Он как минимум в 10 раз старше, чем ведический, который мы знаем с Востока. По нему жрецы точно определяли, что должно произойти. И чтобы избежать массовых неконтролируемых кровопролитий, они в конкретном месте вызывали духов, приносили определенную жертву, делали «зачет» и избегали войны между племенами либо эпидемий. Это было абсолютно осмысленное действие. Сами шаманы - это люди, которые знают все про природу человека, потому что это их работа, они целители. Есть такая церемония «Аяваска», когда ты употребляешь растение силы, которое помогает в подсознании попадать на разные уровни своего существования. Ты начинаешь понимать, что физические болезни в теле берутся где-то очень глубоко внутри, на уровне намерений, отношений, неправильно построенных слов, обиды. Накопленный гнев вызывает одни болезни, желчь - другие, сплетни порождают неврозы. Такое врачевание на ментальном уровне приводит к здоровому телу. Шаманы знают про природу все, потому что они живут в джунглях и пользуются природой, они из нее не выходят. Они постоянно находятся в ритме природы, с солнцем, небом, дождями, с вызреванием фруктов, пением птиц, с размножением. Это вплетенная в природу система жизни. Я понял, что индейская духовная культура - самая чистая, это такая про-традиция. Все восточные религии и практики (индуизм, буддизм) - построены в каком-то смысле для человека, который живет в городе, который уже оторван от природы. Это надстройки, «ре-лигии», что-то возвращающее во что-то. «Ре» - это процесс возврата. А шаманство - это скорее «лигия», потому что она показывает путь до выпадения из природы. До природы ничего нет, природа задает ритм и мы - часть природы. В какой-то момент люди решили, что приручили, укротили природу. Но на самом деле нет. Сейчас в Японии два раза колыхнулось и вся страна под угрозой исчезновения. Природа всегда на первом месте. А шаманы умеют с природой договариваться, точнее - не ссориться, находиться с ней в гармонии. Это состояние очень очищает сознание, показывает, насколько мы заблуждаемся, когда ищем гармонии в каких-то внешних вещах: в хороших домах, красивых любовницах, роскошных молодых женах, в бриллиантах. Много было откровений, настоящее путешествие. Ты летишь в Перу 20 часов в воздухе, встречаешь проводника, который заводит тебя из города в деревню, из деревни в джунгли, в джунглях ты оставляешь свое эго и свое сознание, и тебя уводят в трансцендентальное путешествие, где ты встречаешься со всем. Так далеко я еще не отправлялся. Джеймс Кэмерон снимал «Аватар» после шаманских церемоний Аяваска. Шаманы варят из лианы отвары для церемонии. Лиана и есть это дерево силы, которое позволяет все понимать и видеть, когда шаман ведет тебя по всем состояниям. Он поет песни, играет на инструментах, это ритм космоса. И ты либо попадаешь либо нет. Язык вторичен, потому что там начинается пространство, где ты все видишь, все понимаешь, обмениваешься не на уровне концепций, а на уровне ощущений. Мы все воспринимаем друг друга как что-то отдельное. У нас всех есть свой паспорт, прописка, имущество. Но на самом деле мы все целое, мы все связаны друг с другом. Например, когда заходишь в лес, кажется, что там стоит множество отдельно стоящих деревьев. Но если заглянуть под землю, то все корневые системы очень сильно переплетены, все питаются от одного источника, и все находится в таком единстве, что невозможно найти что-то отдельное. Так вот на тайном уровне мы тоже так все соединены. А когда появляется эго - оно нас разделяет. Становится совершенно очевидно, что все окружающее, то что мы называем реальностью - это иллюзия. И вот обладая этим знанием, жить гораздо веселее. - Ты снимал что-нибудь во время этого путешествия?
- В самих джунглях у меня рука не поднялась снимать. Наверное, туда нужно было вжиться и втянуться полностью самому, стать кем-то своим. А потом перетянуть туда свои предметы. Потому что техника будет совсем инородной. Я снимал в городах. Но когда приезжаешь в город из джунглей, появляется чистота, острота, ты понимаешь, как люди живут. Например, женщины обычно становятся между выходом из дома и улицей. А потом замечаешь, что маленькие девочки делают точно так же. И понимаешь, что это культурная привычка. И я подмечал такие вещи: как они живут, как вокруг себя все обустраивают. Все вокруг одноэтажное, низкое, разбросанное, нет границ между городами, все постепенно угасает ближе к джунглям. А в джунглях начинаются свои селения: стоят на сваях хижины, люди передвигаются на каноэ. Все дышит из джунглей, и культура и традиции, и здоровье, и сила, и понимание, и мудрость. Я понял, что это очень духовное место. Сейчас перечитываю Карлоса Кастанеду. Он не был шаманским практиком, но он показал всему миру, западному миру, что в Латинской Америке есть очень сильная своя духовная традиция. Археологи находят атрибуты церемонии Аяваска, которым по 15 тысяч лет. Я не припомню ни одной другой духовной традиции, в которой столько лет существует преемственность. Причем, у нас в Сибири тоже было шаманство, но оно после войны было истреблено. Сталин создал специальный отряд НКВД, который искал шаманов, истреблял их, а если не получалось найти их, убивали целые семьи. Они считались классовыми врагами, потому что имели большое влияние среди малых народов, они были образованными, мудрыми, могли исцелить, и считались угрозой для существующего режима, поэтому у нас их не стало. Но там это все живо. Чувствую любовь к этим местам.Спасибо, Данила, за такие интересные подробности совсем другой жизни!Беседовала: Таня Федоренко
обсудить на форуме zнята