Евгений Залужный: «Фотография связана со временем: оно прошло и карточка уже воспринимается по-другому»

Евгений Залужный: «Фотография связана со временем: оно прошло и карточка уже воспринимается по-другому»

Евгений Залужный - фотограф

- Как Ваши дела?

- Потихоньку. Творческие дела тоже неплохо, идут. Есть идеи, есть желание их осуществлять. Хотя большая часть планов связана со старой фотографией. Материал был сделан давно, лежал долгое время на полке, сейчас пришло время его реанимировать. От них вдруг повеяло таким обаянием... Фотография связана со временем: оно прошло и карточка уже воспринимается по-другому.
- А что именно Вы нашли в своем архиве?
- У меня когда-то была съемка в приходе церкви Всех Скорбящих Радость. В то время они только начинали ее строить, рыли котлован. Я принимал участие. И параллельно снимал. Однажды жил три дня в Жировицком монастыре. Теперь из этого материала хочется сделать серию или цикл.
Для меня тема монастырей очень животрепещущая. В последнее время фотографы говорят о духовности, о психологии. Психология - это наука о душе. Но большинство авторов об этом не заботится. Фотография, как и любое произведение, - это разговор по душам. А у нас его нет, мы не формируем зрителя. Вот когда друг придет в гости, мы с ним поговорим за чашкой чая - вот это разговор по душам. А в искусстве почему-то его не получается. То ли глубины у этого разговора нет, то ли темы слишком мелкие.
Но в целом сейчас все связано с работой. Мы все, по большому счету, вышли из любительства. Мы занимались фотографией в свободное время. Было чуточку проще, фотография была другим родом деятельности. Геройство было связано с преодолением чего-то. Кто-то ложился на диван и смотрел футбол, а тебе нужно было сидеть в ванне, проявлять фотографии или ходить снимать. А сейчас, когда я стал профессионально работать в фотографии, нужно еще больше сил, чтобы найти в себе потенцию заниматься той же фотографией, только с другим подходом. Оказалось, что это совсем нелегкое дело.
- Любой творческий путь связан с преодолением преград...
- Я думаю, что сегодня мы на пороге хорошего времени. Стало сложнее жить, и, прячась от внешних трудностей, человек уходит в себя, и в себе находит потенции для творчества. Неурядицы в жизни работают как сито: кто-то будет заниматься бизнесом, а люди, которые не могут не творить, останутся, будут развиваться и создавать глубокие вещи. А внешне мы лишаемся всего - музея нет, выставочных площадок все меньше, каталоги и альбомы не выпускаются. Ощущение скорого апокалипсиса.
С одной стороны, у каждого творческого человека наступает момент, когда он понимает, что какая-то тема ему интересна и он будет ее развивать. Но с другой, когда готовая работа живет самостоятельно, а реакции и оценки нет, смотришь на все, оцениваешь затраченные усилия и время, и понимаешь, что твоя работа кроме тебя, никому больше не нужна. Словно бросаешь камень в воду, а круги не идут.
Архивы многих фотографов сегодня остаются на антресолях, и непонятно нужны ли они кому-то кроме самих авторов. Такое чувство, что идешь, идешь, а в итоге - словно ничего и не было. Чтобы понять, что представляет из себя река, нужно увидеть ее исток и устье. Так же и с творчеством, чтобы понять, кто ты и что сделал в жизни, нужно все собрать воедино, посмотреть на себя со стороны. На себя и свою историю. Я сейчас занялся своим сайтом.  Я к нему именно так и отношусь, как к дневнику, как к систематизированному архиву, напоминаю сам себе о том, что это было в моей жизни.
Многие начинающие фотографы сейчас приходят в школы для того чтобы найти заветную кнопку, с помощью которой появляются шедевры. Раньше ученики шли к определенному человеку, к учителю. А сейчас даже не важно, кто этот фотограф, чем он занимается, как фотографирует, что из себя представляет. Диалога не получается, картинки совсем пустые. В первую очередь ведь нужно наполнять душу. И в школах нужно узнавать не где волшебная кнопка, а узнавать учителя, как он формировался, какие его были пути, почему сейчас пришел к этому.
- Ваш проект «Последний призыв»выиграл в конкурсе в Лодзи. Расскажите о нем подробнее.
- Этот проект я делал в честь 80-летия «Вилии» и в честь 60-летия со дня Победы. Мне подсказали хорошее название к этой серии. В проекте участвовали люди, которые попали под последний армейский призыв в 1943 году и воевали на фронте. А с другой стороны - это призыв этого поколения, что они еще есть. Во время съемок я сам для себя многое открывал благодаря этим людям. Их руками творилась история! Я просил людей написать небольшую заметку, что им запомнилось о войне. Помню, один раз в студии был автор книги по противотанковой обороне. А другой человек по этой книге учился на фронте в 1943 году и узнал своего «учителя».
Эта серия показала еще и срез современного общества. Мы, честно говоря, представляем со стороны печальное зрелище, нам сегодня отдавать очень трудно. Когда началась акция, я просил информационной поддержки у порталов, в депо, и мне многие отказывали. Хотелось охватить как можно больше людей, как можно большим рассказать об этой акции. И еще ветераны рассказывали, что они стесняются идти по улице в пиджаках с медалями. Конечно, тема ветеранов уже набила оскомину, о них постоянно говорят. Но такая реакция окружающих очень удручает. В Польше или в Америке к ветеранам намного больше уважения.
- Над чем Вы работаете сейчас?
- Продолжаются съемки портретной серии, которую мы начали с Алексеем Антаненко и Виктором Жулицыным. В 2008 году на конкурсе «Мая Беларусь» этот проект взял Гран-При. Приятно было, что к портрету такое отношение, что его отметили.
Человек на протяжении жизни формирует свое лицо: привычками в еде, интересами, работой, образом жизни. Этот проект задумывался не в плане оригинальности фотографии, а на антропологическом уровне, как констатация факта, запечатление наших современников. Например, сейчас было бы интересно посмотреть на минчан, живших в 1900 году: как они выглядели, во что одевались. А это наш срез, наши лица, сформированные диваном, газетой «Правда» или чем-то другим. Хотя мое отношение к этим людям будет видно на фотографиях, как минимум на уровне отбора, но я, все же, стараюсь его минимизировать. Уже получилась довольно большая коллекция.
Мне бы хотелось, когда я вижу интересное лицо, подойти и сфотографировать. Но одолевает внутреннее стеснение, потому что не все будут согласны. Я жду подходящего момента, и люди сами находятся. Как говорится: «чудо никогда не пройдет мимо». То, что нужно, само к тебе придет. Поэтому  я не тороплюсь. Иногда какие-то вещи осмысливаешь всю жизнь, и делаешь всю жизнь.
- И последний вопрос - Ваши планы?
- Готовлю сайт, работа с ним оказалась неожиданно тяжелой. И тяжесть в том, что есть необходимость себя как-то квалифицировать, создать каталог своего творчества. И понимаешь, что огромному количеству материала нужно придать некую форму: цикл, серия, проект. Назвать, реанимировать какие-то мысли и цели. И когда погрузился, увидел работы, которые захотелось поднять. Когда мы делали проект с Вадимом Качаном «Фототандем», мы даже не думали что это стрит-фотография. Мы назвали это «впечатленческий репортаж». У нас была цель: живописный импрессионизм перенести в фотографию. Соответственно, это потребовало специфических фотографических средств: широкоугольник, схваченный момент, иногда даже не смотрели в видоискатель. Потом потратили много время на отбор, формирование серии, монтаж фотографий. А сегодня когда смотришь на них, намного больше находишь интересного. Уже нет юношеского максимализма, желания заявить о себе, внести экспрессию в кадр. Сегодня ты понимаешь, что у этой карточки уже свой запах и хорошо бы его там оставить. Думали с Вадимом организовать что-то вроде «Фототандем 20 лет спустя».
Два года назад ездил на Кавказ. Там такие колдовские места. Ощущение, что ты находишься на выпуклости Земли и сопричастен всем стихиям: воздуху, земле, воде. И свое «Я» тоже воспринимаешь как стихию. Сейчас эта съемка уже оценивается и воспринимается по-другому. Это даже не пейзаж, а своего рода репортаж о свете и цвете. Когда я там был, ощущал эти чистые природные краски: синее море, зеленые сосны, на закате все было золотым. Очищающее единение с природой. Хотелось бы и эти фотографии оформить в серию.
- Спасибо, Евгений, за приятную беседу. Желаю терпения и настойчивости в систематизации архива и вдохновения для новых проектов!

Беседовала: Таня Федоренко

обсудить на форуме zнята