Открытие: 14 мая 2011 года в 19.30 («Ночь музеев-2011: Пространство Женщины»)
Доступна: до 13 июня 2011 года
Место: Национальный художественный музей (г. Минск, ул. Ленина, 20)«Каждая культура имеет свою семантику. Раньше искусство выражалось на чувственном языке Франции. «Ню» - всего лишь специальный термин, а сколько в нем томности и неги. Теперь в ходу немецкое слово «акт». Эмоций в нем не более, чем в канцелярской скрепке. Зато оно влечет за собой ряд коннотаций из других сфер. Что первое приходит в голову? Театральный акт. Половой акт. В данном случае интересно, что ассоциативно «акт» связан одновременно и с интимным, и с публичным действием. Акт - и сакрален, и сценичен. А там, где сцена - там и маска.Маска - атрибут театра и карнавала. На символическом уровне - фальшивое лицо. Средство игры, притворства, анонимности. Совмещенные в одном образе, «акт» и «маска» усугубляют коннотацию «лицедейства» и одновременно увеличивают диффузию противоречий «интимное - публичное», «обнаженное - спрятанное», «откровенное - лживое», «реальное - мнимое», создавая сложно окрашенный, ускользающий смысл. Теперь обратимся к пространству. Здесь оно обезличено (никаких следов быта и даже признаков интерьера), это условная искусственная среда, маркируемая сознанием как «камерная», «постановочная» - т.е. вновь-таки сценическая. В одних случаях сцена - нейтральный фон, в других - активный элемент представления. Зеркало - активный элемент, т.к. создает иллюзию пространственной проекции и умножения вещей. Символическое значение его двояко: с одной стороны зеркало - обман, т.к. создаваемая им реальность фиктивна, с другой - откровение, т.к. оно являет «обратную сторону» вещей. Сюда же вторгаются ассоциации из области культурных мифов - бытующих до сих пор суеверий. Отражение предстает в них как потусторонний агент живой души, манипуляции с зеркалом - как магическое действо. Разбитое зеркало - символ разрушения жизни, что в общем смысле есть разрушение порядка, распад взаимосвязей, раскол картины мира. Тихой сапой мы подошли к образу «осколочного пространства». Визуальный знак здесь достаточно абстрактен и при первом восприятии считывается как рисунок орнамента или картинка калейдоскопа. Только узор задается не разноцветными стеклышками, а фрагментами человеческой фигуры. Возникающие из осколков комбинации деконструируют образ человека и, в конечном счете, отменяют его, превращая в элемент орнамента.Все перечисленные ассоциации складываются в единый ряд значений: спектакулярность, деиндивидуализация, мистификация, осколочность, деконструкция, калейдоскопичность. Не ищите в этой картине мира милых сердцу образов живой реальности. Эта реальность не видимая, но мнимая. И кто поручится, что первая - правдивее?»Текст: Ирина БатаковаИсточник: znyata.com
Обсудить на форуме zнята