-Здорово!
Очень много событий произошло за последнее время. Самое главное - это, конечно, издание книги. Я к ней шел много лет. Открылась выставка в Музее истории города Минска. Очень сложные выставочные площади там. Но это единственный музей города и мне кажется очень важным, чтобы выставка про Минск проходила в этом музее. Там была и презентация книги в Ночь музеев. Эта третья ночь музеев, в которой я участвую. Первая был в 2005 году в Национальном художественном музее, это была первая коллективная выставка фотографий в этом музее. Второй раз в 2009 году там же была моя персональная выставка. И сейчас - в Музее истории города Минска, и еще пять моих работ представлены в Национальном историческом музее на выставке из фондов музея. Еще я получил почетное звание «Сябра музея», которое дает право на бесплатный проход в исторический музей. В Челябинске на днях открывается выставка, посвященная 20-летию Союза фотохудожников России, где будут представлены мои работы. Для Союза это большое событие, они объявили конкурс, где я принял участие. К выставке подготовлен каталог, куда вошли и шесть моих фотографий. А еще в пятницу состоялся выпуск учеников моих курсов фотографии.- Будет ли после выпуска отчетная выставка?
- Я планирую сделать отчетную коллективную выставку осенью. Те работы, которые были сделаны к первой выставке, были достаточно сильными. Сейчас тоже достаточно много талантливых студентов. Хочу к выставке издать каталог. Я пришел к выводу, что если нет каталога, ничего не остается в памяти. Хотя с другой стороны, легендами хорошо обрастает. Но на самом деле хочется, чтобы оставалось, а иначе, каждое новое поколение фотографов приходит и говорит, что мы пришли и стали точкой отсчета, хотя у нас фотография с 1862 года существует.А вообще, если говорить о точке отсчета, то нашу белорусскую фотографию знают. Когда у меня была выставка в Москве, в Союзе фотохудожников России, ко мне подходили и спрашивали о Валерии Лобко, Сергее Кожемякине, вспоминали работы и выставки еще 80-90 годов. Специалисты помнят и ценят. Конечно, молодежь этого не помнит, поэтому и должны быть альбомы, должно что-то оставаться для следующего поколения, чтобы идти дальше. Мне нравится то, что издается с помощью Надежды Савченко. Надеюсь, увидит свет «Антология белорусской фотографии», она уже поможет молодежи видеть свои корни. Сейчас Сергей Михаленко показывал старые фотографии, они удивительные: и форма, и цвет, и композиция. Встречаются даже креативные вещи, которые сейчас может быть кто-то взял бы на вооружение. - Вопрос к Вам как к учителю. Чему самому главному должен учить педагог?
- Перовое, что должен уметь ученик - это филигранно владеть ремеслом. Нельзя научить творить. Нужно научить тому, как грамотно передавать свои мысли, научить азбуке. А навязывать свои мысли, мне кажется, очень опасно, можно погубить индивидуальность. Я говорю своим ученикам, что они должны делать что-то, не глядя на реакцию зрителей, критиков, они должны показывать себя, тогда это будет искреннее, и зритель почувствует именно это. Когда фотограф будет подстраиваться под кого-то или что-то, то его вряд ли оценят. Творчество - это очень интимный процесс. Должна быть потребность творить. Что такое искусство? В моем понимании - оно подвластно только избранным. Почему творческих людей в мире очень много, а известны из них единицы? Это избранные люди, которые доносят свои мысли до широкой аудитории. - Какие планы, кроме выставки выпускников?
- Отпуск на даче. - А какие творческие планы?
- У меня очень много отснятого материала, нужно его разобрать. Когда первое впечатление проходит от того, что ты снял, начинаешь работать с этим материалом. Те эмоции, которые были в момент съемки, ушли и начинаешь трезво оценивать. Конечно, как можно свои работы трезво оценить, тоже большой вопрос. В мыслях в следующем году попробовать сделать персональную выставку с изданием каталога. Это будет выставка про праздник города в 1987 году и в 2007. В 1987 году снималось просто так, вышли с друзьями на улицу, первый праздник города, перестроечный дух. Тогда отснял три пленки и забыл про них. А когда готовил книгу «Фотографии прошлых лет» включил в нее несколько фотографий из этой съемки. В 2007 году была выставка в институте Гете в Минске. Все журналисты меня тогда спрашивали, буду ли я снимать в 2007 году праздник города. Снимал тогда дважды - летом в День независимости и осенью во время Праздника города. Когда сегодня пересматриваю фотографии, нахожу очень интересные сопоставления. На открытии выставки был представитель Министерства культуры, у которого я так смело спросил будет ли музей фотографии в Минске. Он ответил, что постарается сделать что-то в этом направлении. Хотя как и что, и кто стоит за всеми важными решениями, не понятно. Но надеемся, что рано или поздно музей фотографии у нас будет. - Вернемся к книге. Расскажите подробнее, как шла работа над ней?
- Книга давалась с трудом, три года прошло с тех пор, как пришла первая мысль сделать такое издание. Менялись спонсоры, я рад что они были, они давали толчок к тому, чтобы книга появилась. Если сказать, что я ей доволен, это будет неправда. Есть какая-то неудовлетворенность, что-то я бы сейчас сделал по-другому. Но книжка уже вышла и она живет своей жизнью. Я вспоминаю, когда были готовы первые экземпляры книги для музея, я видел, как тяжело было с ними расставаться издателям. Книга - это своего рода эксперимент. Мне интересно, найдет ли творческая фотография свою коммерческую нишу. Хотелось бы, чтобы это состоялось. Хотелось бы, чтобы книга начала жить своей жизнью. Когда у меня вышла первая, я отслеживал ее судьбу. Было приятно, что она вошла в коллекции 19 национальных библиотек. Издатели заявили, если настоящий опыт будет удачным, они выпустят серию книг, посвященных творчеству разных белорусских фотографов.
Сергей Михаленко, Вадим Качан
- Почему для книги был выбран Минск?
- В прошлом году была ярмарка книги, меня попросили выставку про Минск. В конечном итоге выставка превратилась в оформление министерского стенда на выставке. Но не смотря на это, работы всем нравились и это была первая заявка к изданию книги. Тогда же созрела и решимость.
Я - парень из деревни. В 11 лет мы переехали в Брест, жили на окраине в частом доме. Я помню свой первый поход в центр города: я пошел босиком, потому что так привык. Представьте себе, 70-е годы, Брест и парень идет босиком. В Минск я первый раз попал, когда ехал поступать в институт. Ночным поездом с друзьями. Приходил он в 3 часа ночи. Тогда не было такого освещения, как сегодня. Мы знали, что гостиницу не найдем. Поэтому пошли ночевать во двор института. Такое было первое знакомство с городом. В начале я Минск не считал своим, все вокруг было чужое, другое. Но потом постепенно начало тянуть. Когда работал на Севере, все время вспоминал Минск. В начале книге не случено есть эпиграф: «город становится родным и близком, когда в нем начинают жить твои воспоминания». Так сложилась судьба, что и институт находится в центре города, и в общежитии я начал жить в центре, на Ульяновской. И дальнейшая жизнь развивалась в центре. Поэтому Минск для меня такой, как на фотографиях. У него свое лицо, свое настроение. Но когда я попадаю в другую часть города, то он сразу меняется, там совершенно другая атмосфера. Как-то у меня брали интервью для передачи о центре Минска. Передача не вышла, но тема поднималась очень важная. Говорилось о том, что центр Минска в скором времени может превратиться в мертвый город. В верхнем городе жильцов уже нет, только случайные прохожие. С другой стороны проспекта люди еще живут, хотя была попытка нас всех выселить. Этого не должно быть, на этих улицах живут минчане, целые поколения. И тот, кто приходит в центр, воспринимает культуру, поведение этих людей. Однажды в Польше нас поселили в центре Варшавы. Там дом Союза художников стоит прямо напротив Королевского дворца. Я вставал рано утром и ходил по городу, когда там еще не было туристов, только местные жители. Сразу чувствовался дух города. А вечером начиналась обычная туристическая жизнь. Если эту неповторимую атмосферу не сохранить здесь, Минск уже не будет столицей. Наш проспект - это нонсенс. Понятно, что это проектировали московские боссы, чтобы показать начальству, какие в Минске широкие проспекты. Тогда, все что немцы не разрушили, было взорвано в угоду широкого проспекта. И тот, кто участвовал в этом строительстве, понимал, что было сделано неправильно. Но может быть мы или наши дети доживем до момента, когда движение пойдет в другую сторону. Беседовала: Таня Федоренко
Фото: Николай ГаврюченкоВадим Качан: «Фотография - это маленькое послание» >>>
Галерея Вадима Качана на Zнята >>>обсудить на форуме zнята