Прямо скажем, условия,
в которых предстоит жить галерее, далеки от завидных.
Более чем скромное пространство
на четвертом этаже производственного корпуса
скорее говорит о ситуации, в которой находится
неангажированная творческая интеллигенция,
чем о стартовой площадке для амбициозных планов.
Но эта скромность вызывает скорее симпатию и участие
к организаторам проекта, чем снобистское тыканье в очевидное.
Открыл галерею проект Школы фотографии «BY»,
частично уже известный зрителю.
Семь авторов представили свой взгляд
на текущий момент нашей жизни,
сделав акцент на повседневной эстетике быта и отдыха трудящихся.
Местами свежо, местами пресно, но в целом - узнаваемо.
Ровная безучастная интонация всей экспозиции
передает зрителю скорее, культурологический материал,
чем эстетические переживания.
Но это - заявленная позиция куратора проекта,
где фотографическое изображение
рассматривается как инструмент исследования действительности.
Выставка подняла один из вопросов,
который у меня постоянно возникает на улицах белорусских городов:
«В чем смысл существования в РБ Академии искусств?».
Та городская эстетика, о которой повествует проект,
предельно органична в своей сентиментальности и непритязательности,
она исключительно соответствует духу «режимного оптимизма»,
так точно выражает уровень культурных потребностей обывателя,
что вопрос о каком-то «специалисте» отпадает за ненадобностью.
Это продукт коллективного вкуса,
определенных физических усилий, анонимный и позитивный.
Эта стихийно возникшая расколерованная среда
изумительно транслирует «абыякавасць» населения
к реальной действительности,
опасливое соглашение с любым предложением извне,
лишь бы их не вовлекали в сам процесс.
И вот это отсутствие воли людей,
их фантомное существование в пейзаже,
проект BY фиксирует вполне убедительно.
Настораживает другое.
Школа фотографии занимается «социалкой» не первый год.
Возможно, я ошибаюсь, но вместе с любопытством
проект вызывает и досадное чувство, что авторы ходят по кругу.
И темы, и их новаторские решения не блещут новизной.
Единообразие и растворение в коллективном творчестве
всегда претит личности,
и та, пусть и декларированная «безымянность и беспристрастность»,
вплоть до отсутствия авторства под снимками
лишает экспозицию живого дыхания,
подтверждения, что работа проделана конкретными людьми,
а не только фотоаппаратами.
И те снимки, где сквозь концепцию пробивается автор,
мне показались наиболее интересными.
Работа А.Кондратенкова, при всей спорности композиции -
останавливает взгляд после беглого прочтения
однотипных снимков коллег.
От Школы фотографии справедливо ожидать
предмета учебы, а не «фактографии».
Но это - личное.
С буклетом проекта я ознакомился уже дома.
Безусловный плюс - наличие у выставки полиграфического свидетельства.
Несколько озадачили тексты буклета.
Например: «Отказ от свойственной взрослому человеку
оценки нейтрального образа и повествования
становится для нас инструментом изучения понятий,
ассоциируемых с белорусским национальным характером».
«Мы укореняем понятие «фактографии» на белорусской почве» и тд.