- Боремся с жарой и с большим количеством дел. Мы участвовали в подготовке лекций редакторов из National Geographic, на это ушло много энергии и времени. Потом решались школьные вопросы, открытие галереи, издание буклета к выставке.
- Буклет получился лаконичным и приятным.
- Мы взяли за основу макет буклета бельгийской галереи, с которой я уже давно в контакте. Очень удобный формат, и мы решили его использовать. - Как родилось ощущение того, что NOVA снова должна открыться?
- Скорее всего, это произошло по итогам разговоров. Люди стали активно высказывать мнение, что чего-то не хватает, а потом даже стали конкретно указывать чего именно: особенной атмосферы, фотографии, над которой хочется подумать. Из Школы выпускаются люди, но мы нигде не можем показать их работы, потому что они не вписываются ни в формат галереи «Ў», ни в формат Музея современного изобразительного искусства, бороться за места в кинотеатре тоже достаточно сложно, там свои требования. И в итоге мы решили, что пора сделать некий совместный проект при Школе и показывать фотографию, которая там рождается, а так же другие интересные проекты. Мы трактуем фотографию как инструмент изучения реальности, это может быть субъективный инструмент, субъективная реальность, слово «субъективный» можно поставить в любом месте, главное, чтобы это было связано с жизнью. Проект «BY» существует уже два года, но не был нигде показан. Я решил, если мы открываем галерею при Школе, первое слово нужно предоставить студентам, которые там учились. «BY» первоначально существовал в книжном варианте, и в отличие от выставки, там немного другая логика развития повествования. Галерея дала проекту вторую жизнь, сместились акценты, обнаружились другие смыслы, которые увидел, например, Валерий Ведренко. Но мы, под впечатлением книжки, воспринимаем проект иначе. Идея состояла в том, чтобы показать нейтральный взгляд на то, что нас окружает и абстрагироваться от авторства. Так делают немцы, в особенности фотографы Дюссельдорфской школы, когда документируют свою реальность.Проект «BY» - это повседневность, там нет парфорсных сюжетов, все очень просто. Внимание уделено малым скульптурным формам, которые делают наши ЖЭСы в городах, в деревнях, на улицах, на шоссе между городами. Там много забавного, но почему-то эти картинки не вызывают смех, а только желание задуматься, в чем мы живем и с чем. Видишь и понимаешь, что мы находимся в полном маразме, который на нас действует, более того, мы платим деньги, за то, чтобы кто-то навязывал нам эту «красоту».- Как дальше будет функционировать галерея?
- Мы решили сделать субботу днем работы галереи и открытия выставок. Так же мы планируем устраивать по субботам встречи с авторами, заезжими фотографами, фоторедакторами и другими гостями, если будет получаться. Так же будет работать киноклуб «Blow Up», и в эту субботу (11 июня 2011 г. - прим.ред.) у нас планируется показ гениального фильма Микеланджело Антониони «Фотоувеличение». Магический и мистический фильм о фотографии, приглашаем всех его посмотреть и обсудить в приятной компании.Вообще собралась большая коллекция фильмов о фотографии, о зарубежных и белорусских фотографах. По БТ одно время показывали серию фильмов о белорусских фотографах «Снято». В свое время я их записывал, сохранилось около 15 фильмов. Какие-то вещи мы выкладывали на YouTube, но смотреть фильм о фотографе и его работах в плохом качестве, немного странновато. Покажем их в рамках киноклуба.Можно будет пользоваться библиотекой. В ней порядка 800 книг, которые мы постепенно собираем. Скоро сделаем электронный каталог.- Какая следующая выставка планируется?
- Выставка молодого автора Юрия Матиюна. Первое его появление на свет фотографии состоялось в Португалии на конкурсе «Show Belarus - Show Europe». Юра там вышел в финал вместе с Константином Селихановым, белорусским скульптором. Там была первая выставка белорусского искусства в рамках программы. А мы подготовим Юрин сольный проект.- Это будут фотографии, показанные в Португалии?
- Нет, другие. Есть уже идея и название «О природе света». Выставка будет состоять из двух блоков. В нашей галерее сегодня две стены, на которых можно соединять очень разные фотографии и разных авторов внутри одного проекта. - Предвосхитили мой вопрос. Как боретесь с пространством, которое у вас есть?
- Сложно. Есть две стены, абсолютно чистые - на них ничего не стоит и не висит. Но пространство маленькое, и даже фотографиям размером 30*45 тесновато. Но мы нашли решение - вешаем фотографии блоками: три ряда по шесть фото в каждом. Получается огромный конгломерат, где начинают работать свои законы восприятия: глаз перескакивает с одной фотографии на другую, и невозможно управлять движением зрителя. Складываются очень открытые тексты, которые можно прочитать абсолютно произвольно. Я против какого-то названия работ, и в этом смысле у зрителя галереи NOVA есть абсолютная свобода. Люди видят на выставке два набора изображений, составленных из фотографий, расположенных почти вплотную друг к другу. Фамилии авторов, описание и концепции можно найти в буклете. Это сделано для того, чтобы убрать авторские коннотации и не создавать предвзятого отношения к фотографии. По старому опыту галереи, главное запустить процесс, а дальше проекты приходят сами. Я называю это как химики: «коагуляция». Мы живем в насыщенном растворе, где ничего не проявляется, потому что нет камешка, на который бы все могло налипать. Мы назвали этот камешек «галереей», без претензий на что-то сверхъестественное и большое, пускай это будет рабочим пространством, где рождаются идеи и что-то происходит. Рано или поздно кризис закончится. Когда-то же должна и в Беларуси фотография вздохнуть полной грудью! Главное этот момент не упустить.Галерея - это не помещение, а люди и идея. Нам интересен диалог с публикой. Проблема белорусской фотографии в том, что много продуктов появляется, но они никем не концептуализируются, мы их не обсуждаем, не хвалим, не ругаем, довольствуемся только личными впечатлениями. И по этой причине процесс стоит на месте. Фактически, галерея - это место для общения и конструктивного диалога. И еще один момент, я за многое время так привык к NOVА, что в последние полтора года заскучал. И даже личное творчество не так радует, как помощь другим. Все же это другой процесс, когда ты помогаешь другим что-то делать. Хочется маленьких праздников, хочется чувствовать себя живым. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех, кому интересна фотография, приходить к нам по субботам в галерею NOVA.- А какие процессы происходят в Вашем личном творчестве?
- Огромное количество идей, которые нужно довести до конца. Я думаю, что к концу года я сделаю свой проект. Если не давать идеям реализовываться, то они перестанут приходить. Мы делали групповой проект «Экспедиция» вместе с Димой Королем, Игорем Пешехоновым и Игорем Савченко. Было пять совместных поездок в белорусскую глубинку. Мы ехали в одной машине, приезжали на место, рассыпались, и каждый снимал то, что ему было интересно. Уже провели две совместные выставки: первая была еще в старой NOVА три года назад, этой зимой организовали квартирник у Игоря Пешехонова. Каждый из нас сделал свой мини-проект в рамках общего, и было интересно сравнить совершенно разные впечатления от одного и того же места.Я сделал набор псевдо-старинных открыток. Внешне они выглядели как старые, но внутри можно было увидеть признаки современности: вертолет, киоск и т.д. Эти открытки я хотел бы продавать наравне с теми, что есть сейчас в киосках и магазинах. Я бы назвал их «Белорусский Сувенир». Раньше была такая традиция писать на старых открытках «Souvenir du Bélarus». Но пока до тиража не дошло, я надеюсь, доведу эту идею до конца к концу лета.Остались архивы с последних трех поездок «Экспедиции», в эту субботу (11 июня 2011 г. - прим.ред.) мы соберемся и обсудим, что делать дальше. Я думаю, что мы пойдем по тому же пути, когда предыдущие выставки проекта не похожи на предыдущие. Спасибо, Владимир, за беседу. Желаем галерее NOVA развиваться и открыть для белорусской фотографии много интересных проектов.Беседовала: Таня Федоренко
Фото: Данила Парнюк
обсудить на форуме zнята