Наслаждение черно-белым

Наслаждение черно-белым

У пленочной черно-белой фотографии - особая атмосфера. Магия сопровождает ее повсюду: от зарядки пленки в фотоаппарат до созерцания готового снимка. Черно-белая фотография обладает особой глубиной, кажется что там, внутри есть своя жизнь, воздух, запахи и звуки. Приближение превращает фотографический образ в абстракцию и открывает возможность ощущения того другого, что там движется и дышит. Расстояние возвращает картинке образность, реальность и осязаемость.

У черно-белой фотографии есть два состояния и две жизни.
Старая фотография, которой сегодня около ста лет, хранит в себе время. Настоявшись, оно буквально захватывает ум и воображение, и ты готов приписывать созерцаемым образам самые неожиданные судьбы и истории жизней. Что у нас есть сегодня? Только маленькая карточка с портретом дамы или джентльмена. Но благодаря времени, оставшемуся в складках одежды, создается впечатление возможного путешествия. И мы пускаемся в путь. Время из маленькой фотографии проникает в сиюминутность и растворяется. В следующее мгновение мы уже там, рядом с дамой в роскошной шляпе, стоим тихонечко и пытаемся уловить свет старой лампы и течение мыслей...
В современной черно-белой фотографии есть опыт поколений, фантазия автора, технологии, формат и, если повезет, большие светлые залы галереи. Но она по-прежнему остается загадкой, по-прежнему притягательна и таинственна.
Если о старой фотографии можно говорить абстрактно, так как большинство представляет формат, атмосферу, людей в старых студиях, и то, какой может быть фотография, прожившая век, то современные проекты нуждаются в конкретике. К тем мыслям, что сейчас перетекают на бумагу, меня привела выставка Андрея Щукина и Дениса Недельского «Копия мнимой реальности». Их мнимая реальность связана с красотой женского тела, загадочностью изгибов линий и отражений, с преломлением лучей и скрываемым под маской лицом. Умножение одного объекта при помощи зеркал и бесконечной перспективы, полутона, застывшее лицо, даже два, и только тело говорит, вторя самому себе. Его не сразу можно отличить от воздуха и фантазий авторов.
Когда глаз привыкает к пестрой игре в отражения и узнает знакомые черты, фотография открывает новые грани загадок действительности. Мнимая в квадрате, воображаемая на 200%, существующая только на бумаге и только на определенном расстоянии, она растворяется в самой себе, становясь тонкой, как паутина, и невесомой, как мысли и фантастические образы. И там, среди микроскопических сплетений, рождается новая жизнь. Она - противоположность реальности, возникшая из копии, она проявляется как нечто самостоятельное и не всем доступное. Но это всего лишь впечатления, они не несут в себе тайного смысла. Они необходимы, чтобы понять и создать образы, калейдоскопом возникающие на каждой фотографии.
У образа есть маска. Она копирует лицо и в тоже время лицом не является. Застывшая и абсолютно без выражения, она отражается во множестве зеркал и дублируется на затылке модели. Оно обозначает лицо, намекает на его существование. И только.
Тело - конструкт пространства. Оно определяет рисунок, проявляющийся в окошке калейдоскопа. Тело - основа движения, единственное осязаемое в реальности и понятное при копировании. Его восприятие балансирует между таинственным «ню» и настороженным «акт». Невозможно разделить эти два понятия, невозможно относиться к образам на фотографии односложно. Переплетение отношений, их сложноподчиненность, как в предложении, рождает объемное многогранное изображение. Как невозможно совершенно четко определить увиденное, так же невозможно осознать свое отношение к этому. Магия зеркал и воображаемых пространств не может оставить равнодушным, она вовлекает в свой круговорот и кажется, тебе все здесь по душе. Но спустя время что-то в фотографиях начинает неприятно покалывать: странное сочетание обрезанных фигур, вывернутые плоскости и люди, не похоже на самих себя. Зеркало из «копирки» превращается в нож, и от его движений не то чтобы больно, но все хочется вернуть на свои места.
Как канатоходцы, фотографы умело балансируют между двумя разными состояниями, избегая опасного падения и резкого взлета. Эта грань и есть реальность, ежесекундное и неуловимое Сейчас.
Копия рождается в отражении. Мнимое пространство - там же. Зеркала создают пространство, копируют его и в то же время создают иллюзию присутствия. Фотография - умножение скопированности.
Маска не дает проникнуться состоянием каждой модели, она держит на расстоянии впечатления о человеке. Авторы направляют взгляд и мысли на обдумывание форм, преломляющихся плоскостей, на разгадывание замысловатых кроссвордов, составленных из женского тела.
Ничто живое не проникает в отлично сделанную картинку. Словно выверенная геометрическая фигура, она подчиняется всем законам плоскости. Ни малейшей оплошности и живого взгляда. Правильно, ведь это копия. И единственное что будоражит - игра миров, умноженных тысячекратно.

Текст: Таня Федоренко
Фото: Андрей Щукин, Денис Недельский

обсудить на форуме zнята