Сергей Жданович: «Меня интересует человек как художественный образ»

Сергей Жданович: «Меня интересует человек как художественный образ»

Сергей Жданович - фотограф, художник

- Как Ваши дела, Сергей?
- Относительно нормально. Сейчас, в связи с последними событиями, они мало у кого нормально идут. А если говорить о творческой фотографии, то относительно неплохо.
- Над чем сейчас работаете?
- По большому счету последние два года планирую большую ретроспективную выставку. Год назад мне предложили ее сделать в галерее «Ў», но тогда было ощущение, что еще рано.
На выставке я покажу серии фотографий, которые собирались последние годы., Экспозиция условно объединена одной темой, но внутри будут прослеживаться разные сюжетные линии. Я включу в выставку несколько знаковых серий, которые мне самому нравятся. На протяжении творческого пути много чего пробуешь, экспериментируешь. Потом проходит полгода-год, серии становятся архивными, к ним снова возвращаешься, пересматриваешь, какие-то удаляешь, какие-то оставляешь, с какими-то продолжается работа. Происходит своеобразная проверка временем. Это полезно, когда делаешь что-то серьезное, основательное. Выставка почти готова, где-то к концу лета я покажу ее зрителям.
- Какие серии все же выдержали проверку временем и вошли в экспозицию?
- Какие-то мысли появляются спонтанно. Недавно пересматривал старую выставку «Коллекция сновидений», я ее делал 2008 году в Музее современного изобразительного искусства. То, что я сейчас снимаю, - это своего рода ремикс, только с другим контекстом. В последнее время я стал много снимать людей. Раньше не занимался портретом, снимал больше архитектуру, город. Обновленная «Коллекция сновидений» будет портретная.
- Чем парадные портреты отличаются от тех, что снимаются для «Коллекции сновидений»?
- В последнее время я стал больше снимать портреты для журналов, книг и каталогов. Этот портрет не столько авторский, сколько документальный и в какой-то степени художественный.  Это фотография реального человека, в реальных условиях, с которым мне не хочется делать постановочные кадры или как-то им управлять. Безусловно, я ставлю свет, учитываю условия для съемки, окружение. Съемка для журнала всегда начинается со знакомства, в ней всегда есть момент спонтанности, идеи приходят в процессе съемок. В рамках проекта «Коллекция сновидений» меня человек интересует как художественный образ. Это не личность и даже присутствие человека в кадре не столь важно. Мне интересна тема метафизики и мистики в фотографии и в человеке. Это не психологический портрет, а скорее портрет персонажа.
- Кроме ретроспективной выставки, что еще занимает Ваше время?
- Планируется совместная выставка с польским фотографом в галерее «Институт культуры». Но пока об этом трудно говорить, я еще не видел его работы. Впереди у нас знакомство, переписка, и тогда решим, как будет выглядеть выставка. Она планируется на начало осени. Специально под этот проект я ничего не буду делать, скорее всего, выберу более подходящую серию для  нашего тандема.
Еще меня пригласили принять участие в Московском бьеннале. Там хочу продолжить проект «Camera Obscura», которую я сделал в Минске в Музее современного изобразительного искусства. Проект представляет собой фото и инсталляцию. Первая версия состоялась на фестивале в Минске. Потом была вторая попытка, более основательная, в Музее: я несколько переработал идею, написал тексты, сделал проект в отдельном зале. Сейчас хочу реализовать эту идею на Московском бьеннале. Вообще, я планирую осуществить проект в разных городах, сделать что-то вроде коллекции и использовать их как материал законченного проекта.
По большому счету я не буду менять принцип реализации: будет отдельный зал или какой-то отсек с двумя камерами обскура - одна, фиксирующая происходящее на улице, другая, фиксирующая происходящее в галерее либо в павильоне.
- Важно ли, куда именно выходят окна камеры обскуры?
- Да, безусловно. Единственная фиксация изображения - это вид из окна, изначально инсталляция так и назвалась «Вид из окна». Отправная точка или точка, зафиксированная в пространстве, привязана к виду из окна. В остальном, изображение полностью меняется, оно абсолютно живое, ничем не фиксируется, кроме зрителя. Поэтому мне интересно разное пространство, разные города с видами на абсолютно разные улицы.
Была идея проект продолжать, но уже с портретом. При этом идея обскуры меняется:  это будет портрет и мини-интервью. Мне важен в этом случае еще и человек: художник, его мастерская, вид из его мастерской, и, собственно, портрет.
- Сергей, в Вашем творчестве сейчас происходит переход к человеку, к его состояниям и настроениям. Меняется ли что-то в техническом плане?
- В какое-то время я отошел от съемки моноклем и другими причудливыми объективами, которые сам скручивал. Больше занимался прямой фотографией и цифрой. В последнее время снова много снимаю на узкую пленку, стал опять увлекаться моноклем. Сейчас нахожу в этом больше смыслов и красоты. Во что это дальше выльется - увидим.
Спасибо, Сергей, за беседу. С нетерпением ждем выставок и новых проектов.

Беседовала: Таня Федоренко

обсудить на форуме zнята