Потом была экспозиция, две части которой одновременно приятно «зашли» внутрь.
Потом - слова, чужие впечатления и блеклые речи. Но это привычное явление.
Потом - снова чужие рефлексии, уже не врасплох, но мне оставалось только кивать, так как содержательно ответить на них я не могла. Внутри все еще рождалось понимание увиденного, невыразимое спокойствие и шум волн.
Потом - снова экспозиция, каждая работа в отдельности, миллион замеченных деталей, их разительное сходство с акварельными следами от кисточки.
Потом - перерыв. Выставка Русовой в соседнем зале. Тяжелые и томительные чувства, вибрации смерти и зеленые живописные работы.
Потом снова - ультрамарин. Пустой зал. Мои впечатления, рассказанные другому. И только работы. Стоило остаться с ними практически наедине, чтобы погрузиться и найти нужные слова для себя.
Что я знала о цианотипии до выставки? Прямо скажем, немного. Что я знала об авторе? Не намного больше. Равно как о маленьких птичках в туманной высоте гор. Этого оказалось достаточно, чтобы начать искать их на каждой фотографии. А потом детали начинают шуметь, в голове и на бумаге. И странным, даже сюрреалистичным способом, перетекать в акварельный росчерк вокруг.Для выставки было выбрано два сюжета - горы и море. Стихии, притягивающие и беспроигрышные практические в любом ракурсе. Не знаю, было бы у меня похожее увлечение деталями, если бы на фотографиях были улицы или портреты людей. Но мокрые щербатые пирсы, разорванные сетки, крылья чаек, лавки и микроскопические камешки просто вибрировали в воздухе на третьем круге. И это было хорошо, необходимо и слышно.Но фотографы, пришедшие на открытие, говорили иначе, говорили о том, что выставка не удалась, говорили о слабости работ, сюжетов, техники и о том, что только горы подходят «по размеру». И я все пыталась найти то, что увидели другие. Сюжеты вполне себе «пляжные», в них нет открытия, возможно даже искорки и динамики, не смотря на накатывающие волны. Там есть случайные прохожие, неслучайные собаки, неслучайная пустота и «конец сезона» - все уехали, осталось только море, остывающее после лета, и несколько человек, знающих это море. И это тихое состояние знания, опустошенности и облегчения в голубых тонах каждого снимка. Они мягкие, тускловатые, и в них я нашла гармонию. Но определение «ультрамарин» совсем не подходит оставшейся пустоте. Сильное и яркое, видимо оно настраивает на восприятие совсем других работ и сюжетов. Ультрамариновой была только маленькая афиша надо столиком с книжками, и я не уверена, что смогла бы так же спокойно и внимательно рассматривать фотографии, будь они такого удушающе яркого цвета.Горы оказались намного активнее моря. Зритель их видел первыми, и они, синие, громоздкие и внушительные, не смотря на небольшой формат отпечатков, оставляли более сильные впечатления. Многим хватило только этих работ для переживаний. Кто-то связывал аскетичные каменные формы с восточными мотивами, восточной философией и восточной туманной фотографией. И я до сих пор не могу понять почему. За умиротворение и лаконичную композицию? За строгость запечатленной формы и туманные вершины? Мне они показались поглощающими и массивными, как огромный тесный город, разрушенный миллионы лет назад. Но там не было пусто и страшно, там не было одиноко. Сейчас, вспоминая фотографии в коридоре и свои впечатления, я помню только фотографии и чужие слова. Своих не помню…Я уходила из музея переполненная эмоциями и противоречивыми воспоминаниями. Не только потому, что мое ощущение в корне не совпало с мнением других. Были и те, кого выставка порадовала и приятно удивила, и в этом правильная и искренняя работа художника и уже самостоятельная жизнь фотографий. Но противоречия были вызваны еще и странным соседством двух разных выставок (Людмилы Русовой и Наталии Евмененко), двух разных персонажей (трагичной и романтичной), двух разных жизней и поколений. И есть в этом сочетании - особый символизм, когда все, что ты думаешь, что знаешь, думаешь, что чувствуешь, думаешь, что так и надо - все это оказывается совершенно неправильным, и, порой, даже несуществующим.Текст: Таня Федоренко
Фото: Оля Шукайло
обсудить на форуме zнята