Мэр параноидального города

Мэр параноидального города

Выпуск № 58

Нет, «Ложка» не про нашего президента,
а про президента сюрреалистов.
Сальвадор Дали не мой художник.
Хотя к сюрреализму всегда испытывал и испытываю симпатию.
Посетив два музея маэстро,
пересмотрев не одну сотню его произведений  
убедился - точно, не мой.
Гениальный рисовальщик, тонкий колорист, виртуоз композиции,
мастер оптических иллюзий, уникальный дизайнер и скульптор -
он жонглировал стилями, эпохами, временем и пространством
и создал свой мир.
Потрясающе привлекательный и потрясающе отталкивающий.
У меня сложился образ художника,
как циркового эквилибриста, который ставит на голову всевозможные предметы,
не заботясь об их смысловых сочетаниях.
Его интересует только баланс, равновесие.
В конце концов, эквилибрист не выдерживает веса своего нагромождения и падает.
В воздухе мелькают разлетающиеся предметы,
спонтанно образующие временные связи
и вся эта масса вещей заваливает в конце концов и циркача.
Публика в восторге аплодирует и собирает черепки на сувениры.
Дали очень любят в Испании.
«Мне хочется блевать на портрет своей матери».
Эта известная фраза Дали всегда будет стоять между мной и его картинками,
при всем понимании ее происхождения.
И можно удивляться его работам, можно их анализировать и изучать,  
но потрясения во мне они так и не вызвали.
Видимо, за деньги и свободу Дали заплатил чем-то более важным.
Но, это на мой взгляд.
И в то же время, у Дали есть много работ, вызывающих искренний интерес.
Одно из открытий - «фирменные» охристо-голубые
растяжки цвета в пейзажах маэстро.
Я их видел каждый день на песке, горизонте, воде и небе Средиземного моря.
Это цвета побережья Каталонии.
Цвета тепла, свежести и беспечности, которыми насыщен
и просвечен морской воздух.  
Музеи в Поболе и Фигейросе пришлось посещать в составе туристических  групп.
В первом случае нам повезло - приехав рано утром,
мы были единственными посетителями замка-музея.
Дали его подарил своей жене и декорировал замок
с учетом запросов своенравной Гала.
Вот там можно ощутить атмосферу среды,
к которой лежало сердце художника и его музы  
Там хорошо и страшно.
Башня из слоновой кости. Воплощенная «мечта поэта».
И полная отключка от современной жизни.  
По саду бродят слоны на тонких ножках,
безумные платаны что-то орут  в высокое небо,
журчит вода в фонтанах и очень тихо - вокруг замка десяток домов.
Замок маленький, комнаты маленькие - кругом работы художника.
Но особо запомнилась у постели под балдахином
старая православная икона,
с которой госпожа Дьяконова-Дали  не расставалась всю жизнь.
А в целом - это симпатичный будуар обеспеченной женщины,
которая принимала гостей только по собственному приглашению.
В том числе и самого Дали.
А вот театр-музей в Фигейросе скорее озадачил, чем поразил.
Озадачил тем, что экспозицию готовил сам художник,
преследовавший, по-моему, единственную цель - показать все и сразу.
А с учетом отвратительного для такого музея,
огромного количества туристов,
в узких проходах бывшей церкви творится толчея,
равная московскому метро в час пик.  
Здесь не до искусства, которого в этом музее просто навалом,
но погрузиться в которое просто не возможно
И если кто-то решил специально навестить Дали,
мой совет - только не летом.
И, тем не менее, общие впечатления есть.
Можно по-разному оценивать содержательный посыл творчества художника,
но с художественной точки зрения работы Дали безупречны.
При всем своем позерстве и эксцентризме,
он колоссальный трудяга и настоящий оригинал.
И  когда читаешь про Ла Шапеля, что он - Дали третьего тысячелетия,
то понимаешь, кто дистрофик, а кто - Гаргантюа…
Хотя, конечно, десертное искусство - современный гламур -
вырос из Дали и не зря его считают родоначальником арт-пиара.
Видимо, нужно питать к этому художнику особую любовь,
чтобы воспринимать его искусство целый день.
В конце концов, очень устаешь от концентрированной атмосферы
его параноидального города и после черной бархатной шкатулки -
музея ювелирного дизайна Дали,  
оказавшись на солнечной улице городка
я решил, что второго посещения не будет.
Но явный перебор оптико-фактурных деликатесов
обострил восприятие самых простых вещей.
И я с теплом вспомнил нашу осеннюю слякоть и пасмурное небо,
грязный снег, заброшенные деревни и усадьбы
и потянуло, потянуло домой….
А рядом с музеем стоит дом.
И аисты на крыше.
Пластиковые.

Текст и фото: Валерий Ведренко

27 июня 2011 года
обсудить на форуме zнята