- Врать не стану, правду не скажу.
- Что нового?
- Пленочки опять привезли из Германии - тихие личные радости.- Закончились или пополняете запасы?
- Я постоянно пополняю запасы. Храню все в морозильных камерах на будущее, потому что пленки лучше не становятся, а хорошие постепенно исчезают. - Что для Вас пленка? В каких съемках используете?
- На данном этапе использую пленку либо для очень обеспеченных заказчиков, и то не как альтернативу цифре, а как дополнительное средство для съемки, либо для личных проектов. По большому счету, пленка греет душу и восстанавливает творчество. Цифра выхолащивает, расслабляет, не дает возможность по-настоящему развиваться. Каждый раз надеешься на цифровые технологии, уповаешь на фотошоп, убежден, что все можно переделать на компьютере и начинаешь очень откровенно деградировать. Нет никакого роста и ты постепенно теряешь те фундаментальные профессиональные навыки, которые закладываются в любом фотографе на этапе обучения. Поэтому пленка, в большей степени, для души, чтобы не деградировать, искать новые возможности, как средство поддержать наработанный технический уровень в съемке.- Что фотографируете на пленку для души?
- У меня есть серия из путешествий «Мир глазами лоха». Пленкой снимается то, что никому никогда не показывается. Это личные фотографии, личные проекты. Они не предназначены для общественного показа. Это как посещение церкви: очень личное переживание, общение с собой и самопознание. Свое знание о себе и свой внутренний мир я не собираюсь выставлять напоказ, этот мир и так очень хрупкий. Мое окружение и работа чрезмерно калечат его, они очень сильно отличаются от того, что на самом деле есть внутри меня. Да, я живу в этом мире, я принимаю его правила игры, но каков мой реальный внутренний мир - знаю только я. Поэтому и пленки выбираю такие, в которых есть душа. Возможно, они проигрывают по техническим параметрам, но пленяют своим характером, пластикой рисунка. - Есть ли еще пленки, которые не пробовали и хочется попробовать?
- Те пленки, которые хотелось бы попробовать, к сожалению, уже не производят. Я перепробовал все, что есть в магазинах, и со временем сложился круг предпочтений. - Качество тех пленок, которыми Вы пользуетесь, улучшается или ухудшается со временем?
- Kodak и Fuji стабильны, качество пленок Ilford упало. Я еще умудряюсь покупать в Германии Agfa, но, скорее всего, это уже остатки. К Agfa у меня такая неповторимая любовь. Я проявляю и печатаю полный кадр, с перфорацией и номерами. Самые красивые футажные номера всегда были у Agfa.- Есть ли коммерческие заказы, снимаемые на пленку?
- Сделанные и на цифру, и на пленку - есть, только на пленку - уже нет. Заказчики, как правило, подстраховываются: техническую съемку не делают на пленку, но имиджевые фотографии - делают.- А когда Вы сами в работе перешли с пленки на цифру?
- Жесткий переход произошел, когда появились фотоаппараты с полноразмерными матрицами по доступным ценам. - Вы много путешествуете... Есть ли какая-то страна в мире, которую хочется посещать из раза в раз?
- Скорее, это Европа: Франция, Германия, Голландия. Я люблю те страны, где нет понятия «блатных», где над всеми правит закон, вне зависимости от того, министр ты или простой обыватель, страны, где все равны. Если ты превысил скорость - тебя оштрафуют, если насорил - тебя оштрафуют. - Меняется ли Ваш внутренний мир после поездки?
- Ничего не меняется: я принимаю этот мир таким, какой он есть. Другое дело, в тех странах, где есть главенство закона, происходит очищение о того, что нет привилегированных в этой жизни. И это радует: при равенстве возникает необходимость и возможность доказать, что ты лучший. В изначально неравных условиях доказать это практически невозможно. А когда изначально все равны - ты полагаешься только на себя и реализовываешь себя максимально. - На сайте ZНЯТА представлен новый проект с Вашим участием...
- Да, у нас есть такие планы. Мы надеемся, что этот новый раздел поможет любителям пленочной фотографии сориентироваться в многообразии фотоматериалов, химии и пленок.- Ваш мастер-класс так и не состоялся. Планируете провести его позже?
- Да, но, к сожалению, экономическая ситуация в Беларуси пока не способствует тому, чтобы провести запланированный мастер-класс. Я бы с удовольствием передал тот объем знаний, который у меня есть, я ничего не утаиваю, на любой вопрос отвечаю предельно откровенно, и не боюсь передавать знания и остаться без работы. Если я останусь без работы, значит, я сделал так, что кто-то пошел дальше, чем я. И нет большего счастья для учителя, видеть как ученик делает успехи. - Как Вы сами учились, учитесь ли сейчас?
- Большую часть времени я посвящаю обучению. В самом начале у меня не было денег вообще ни на что, приходилось сидеть в библиотеке и подсматривать за фотографами на съемках. Это отчасти и ответ на вопрос, почему я так щедро отдаю свои знания. Я помню, как мне было тяжело, мне никто не хотел помогать ни знаниями, ни аппаратурой, ни делом. Я не хочу, чтобы кто-то прошел такой же тяжелый путь. У меня ушло несколько лет, чтобы выйти на нужный уровень, в то время, когда я мог развиваться. Талантливый фотограф может уйти из профессии, не получив вовремя нужные знания. Для того, чтобы этого не происходило, нужно отдавать все свои знания без остатка.Спасибо, Геннадий за беседу. Желаем Вам вдохновения для личных проектов и возможность передавать свои знания ученикам, пускай их будет много.Беседовали Сергей Михаленко, Таня Федоренко
Фото: Евгений Канаплев
обсудить на форуме zнята