- Наверное, могли быть и хуже. Жив, относительно здоров, что-то делаю, по большому счету, жаловаться грех, но это на персональном уровне. С какого-то времени я стал чувствовать, что очень сильно завишу от социума, которого всегда чурался.
А если говорить о фотографических делах, то все хорошо. Я всем доволен пока нахожусь в процессе: снимаю, обрабатываю, печатаю. А когда процесс завершается, появляется вопрос: «Ради чего все это делалось?». Когда продукт нужно показывать, продвигать, возникает среда, о которой я говорил в начале, где вынужден существовать, а она очень сильно портит настроение. Шесть лет достаточно активной выставочной деятельности убедили, что в наших условиях это бессмысленное явление. Тогда, конечно, возникает вопрос: «Может и не стоит начинать, если считаешь, что все зря?». Но тут рождаются другие, внутренние силы, и сразу прибегаешь к классическим примерам: если бы Ван Гог рассчитывал только на покупку своих работ, он бы не стал Ван Гогом. И, в конце концов, это пересиливает. Постоянно находишься между этих двух противоречий, но творческий всегда сильнее. Сейчас готовлю выставку, которую покажу в начале года. Показывать буду в Народном фотоклубе «Мiнск». Я все больше склоняюсь к этому формату. Никакого смысла в странных площадках Национальной библиотеки, Музея, галереи Дворца Республики я не вижу, кроме непонятных расходов на рамы и оформление. Мне Клуб представляется идеальным местом для фотографии, и, по крайней мере, для того, что я готовлю, мне никто больше таких условий не создаст.- Приоткроете завесу тайны? Что мы увидим в ближайшем будущем?
- Я вообще человек суеверный, но, видимо, расскажу. Это будет выставка из трех выставок, в общей сложности 70-75 работ. Первые две самостоятельные, а в третьей они встречаются. Основа выставок - результат поездок этого года. Первая - Барселона, Гауди, то что мне удалось снять за три-четыре дня знакомства с его архитектурными работами. Вторая - итоги фестиваля «Янтарный бриз» в Латвии. Раньше я не снимал обнаженную натуру на природе, и мне было интересно понаблюдать за собой и за своей фотографией. Я думал, будет только рабочий материал для монтажей, а когда все обработал, увидел 20 самостоятельных работ. Сейчас делаю третью часть - фотопластику.Не знаю, насколько это согласуется с искусствоведческими подходами к Гауди - истоки его творчества многие ищут в природе, в растениях, в бионике. А мне кажется, в них присутствует женское начало: в намеках, в пластике, в линиях. У меня в сознании разделено: церковь - это женщина, а костел - мужчина, по образу, интерьерам и по энергии, которую они дают. Церковь - более милосердная, а костел - требовательный, более аскетичный, более мужской. Когда я увидел Саграду Фамилья, то у меня не было ощущения, что это мужская архитектура, она очень женственная, при всей своей величавости и монументальности. И чем больше я смотрел, тем больше в этом убеждался. Так сложилось, что съемки в Барселоне и в Латвии совпали. Это будет посвящение Гауди. Потому что это самое большое потрясение, которое я испытал за последние 20 лет. Уже прошло пол года, а я, как будто и не уезжал: я постоянно пересматриваю отснятый материал, постоянно нахожу в крупных планах что-то новое и необычное. - Начало этого года тоже открывала Ваша выставка в Клубе, а следующая была в галерее TUT.BY. Планируете продолжить традицию?
- Эта выставка готова уже полтора года, и я ее покажу ближе к весне. Была договоренность с Музеем современного изобразительного искусства, но я почувствовал, что не смогу задействовать все помещение, которое хотел. Выставка довольно большая: 35 работ небольшого формата. Поэтому она откроется в галерее TUT.BY. Я уже изучил это помещение и представляю, как будут висеть работы. Выставка называется «Меланхолия Жемыславля». Это полностью монтажные работы, фотопластика. Усадьба меня привлекла своей типичной судьбой и древними корнями. Там очень много вопросов, ответив на которые, можно понять, почему у нас сегодня все так. Это история об усадьбе, о ее судьбе, ее сегодняшнем состоянии и о тех эмоциях, которые это состояние вызывает. - С поездками в этом сезоне покончено, или на осень еще есть планы?
- Я надеюсь съездить на днях в Берлин*, воспользоваться предложением принять участие в фестивале «Астра-Дах-15». Уверен, что там будет много выставок кроме ДАХа. В Берлине никогда не был, поэтому планирую с пользой провести время и, наконец, ответить самому себе на вопрос: «Что такое современное искусство?». Я думаю, что у Берлина есть ответы, и мне хочется увидеть все из первых рук. В Минск вообще ничего не доходит, а местная интерпретация современного искусства, я уверен, это седьмая вода на киселе. Но столько разговоров, что хочется увидеть все в контексте и своими глазами. Для меня Минск и современное искусство просто не совместимы, здесь нет среды, и это нужно учитывать. - Что будете показывать на ДАХе?
- Тема симпатичная, я такое люблю: оракулы, алхимия, космос - это у меня есть. Точно знаю, что покажу «Европу», которая уже была на фестивале в Минске. Она напечатана, выставлялась всего один раз, а для выставок слово «одноразовый» не подходит, тем более, в Тахелесе ее никто не видел. И, может быть, работ десять из того, что я делаю сейчас, чтобы посмотреть реакцию. Для меня эта поездка абсолютно рабочая, конкретная. Хочу познакомиться с Алесем Родиным, мне кажется, он очень интересный человек. Живя в одно время с ним, нужно использовать возможность пообщаться. Тем более, что мне симпатично его мировоззрение. - Проект «В октестностях» со временем заглох, что теперь с ним будет?
- Он заглох спустя два месяца после появления. Честное слово, я рассчитывал, что он получит поддержку от наших фотографов: очень многие ездят, многие снимают, но нигде не показывают. Мне казалось, что будет такая площадка, где это все можно будет выкладывать и обсуждать. И мне совершенно не понятен пассив фотографов. Мы много раз говорили, что это не мой проект или Альфреда Микуса, и много раз всех приглашали участвовать. Никого. Три-четыре фамилии один раз засветились и все. Я не знаю, почему людям это не интересно. Я не знаю, почему людям не интересна дальнейшая судьба их фотографий. Значит это не они снимают, это снимает фотоаппарат. Проект - это родная Беларусь, это неформальная фотография, не будет ни закатов, ни цветочков, снимайте то, что вам нравится. У нас фотографировать, по сути, больше нечего: социалка - слабая, протестной фотографии нет, от гламура уже тошнит, павильоны и свадьбы - это заработки, остается - «краявид», пейзаж. Но нет - глухо. Мы думали подвести какие-то результаты в конце года. Подводить мы их не будем, а просто в наглую будем продолжать. Наступит зимнее время, и мы опять будем болтаться по выходным туда-сюда. Проект хоронить не получится, он никому ничем не обязан. Мне это интересно, Альфреду тоже - будем просто набирать материал. Я уверен, что любое количество однажды перерастает в качество. И я опять приглашаю всех в этом участвовать, не замыкаться на себе, и призываю людей более ответственно относится к тому, что они делают! - Спасибо, Валерий, за душевную беседу. Хорошей поездки в Берлин и с нетерпением ждем выставок. Беседовала: Таня Стрига
Фото: Сергей Михаленкообсудить на форуме zнята* на момент выхода интервью Валерий Ведренко уже находился в Берлине