Рафал Милах: «В жизни фотографа все зависит от приоритетов»

Рафал Милах: «В жизни фотографа все зависит от приоритетов»

Беларусь не так давно стала интересным объектом для иностранных фотографов. Международное фотографическое агентство Sputnik Photos, базирующееся в Польше, инициировало создание книги о Беларуси. Идея состояла в том, чтобы пять фотографов снимали здесь индивидуальные проекты для совместного издания. Мне посчастливилось работать с польским фотографом Рафалом Милахом. В одной из поездок я взяла у него интервью, мы поговорили о его работе, о польской и белорусской фотографии, об агентстве Sputnik Photos и важных составляющих творческого пути.

- Почему ты решил снимать проект о Беларуси?
- Я давно хотел сделать фотографический проект о вашей стране. Польша и Беларусь соседи, а друг о друге ничего не знают. Проект со Sputnik Photos оказался хорошим поводом, чтобы приехать сюда и посмотреть, как живут обычные люди. Еще одна причина - я не видел у  белорусских либо зарубежных фотографов проектов, не связанных с политикой и официальной государственной пропагандой. Более того, все ездят в Россию и Украину, а о Беларуси мы слышим только политические новости.
- Ты говоришь, что снимаешь обычных людей и то, что не показывают по телевизору. И в то же время, сейчас ты снимаешь победителей конкурсов, многие из которых организованны государством.
- Да, в этом есть парадокс - я снимаю победителей официальных конкурсов. Это повод, для общения с людьми. Каждое знакомство начинается с разговора о победе, но в некоторых случаях маски очень быстро спадают и можно общаться не как фотограф с победителем, а как человек с человеком. Для меня это хороший опыт. Этот проект очень ограничен во времени, все нужно делать очень быстро и нет возможности дольше пообщаться с каждым героем. Это как первый шаг в Беларуси. Думаю, я приеду сюда с более длительным проектом.
- По твоим словам, о белорусской фотографии ничего не известно даже в Польше. Как ты думаешь, почему это происходит? Почему большинство наших фотографов не продвигат свои книги и проекты в Европе?
- Дело может быть в понимании того, что продвижение готового продукта, в том числе и фотографического, это часть работы над проектом. Может дело в том, что все иностранные фотографы снимают в Беларуси только на выборах, работают только с политическими темами. Я не общался с белорусскими фотографами, и мне тяжело сказать, что тут происходит. Я знаю Андрея Ленкевича, он делает  отличные проекты о своей стране. У Андрея очень хорошее фотографическое воспитание, сказывается опыт работы в Западной Европе и участие в многочисленных воркшопах. Хотя сегодня есть Интернет, можно зайти и посмотреть, что происходит в мире. Важно, чтобы человек был осведомлен о том, что происходит вокруг и что можно делать. Это сложно. В Польше многие фотографы, работающие на заказ, просто зарабатывают деньги, у них нет своих авторских проектов, и это болезнь. Большинство таких проектов - бесплатная работа. Ты можешь получить какой-то грант, и  хорошо, если не надо вкладывать свои деньги, но на этом нельзя заработать. В Беларуси сейчас, наверное, очень сложная ситуация с кризисом, и все эксклюзивные задумки, большие фотографические проекты отошли на второй план, нужно зарабатывать на жизнь. Но, в первую очередь, это зависит от фотографа и его приоритетов.
- Ты снимал проекты в Польше, на Украине, в России, теперь работаешь в Беларуси. Отличаются ли обычные люди в этих странах?
- Нет. Я могу доказать это на примере моего путешествия на поезде из восточной Сибири в Брест. Пять суток смотришь, как меняются люди: азиаты, потом они перемешиваются с русскими, потом более колоритные москвичи, а потом белорусы остаются одни. И вот белорусы, которых я встречал в поезде, напоминали камни: они сидели, не говорили, не ходили, не обращали внимания на окружающих. Когда русский заходит в поезд, он тут же начинает со всеми знакомиться. За пять поездок я ни разу не поговорил с белорусом, тогда я думал, что они закрытые люди. Сейчас, работая над проектом, не смотря на то, что я делаю очень официальные портреты и времени очень мало, мне удается пообщаться со своими героями. Оказалось, что белорусы очень открытые люди, со славянской душой. Мне кажется, народы в нашем восточноевропейском регионе почти не отличаются друг от друга. Это, конечно, зависит от того, каких людей ты встретишь, но мне пока везло. Конечно, Беларусь выглядит иначе по сравнению с Польшей, Украиной, но на человеческом уровне отличий мало.
- Можно ли сказать, что ты приехал в Беларусь с набором стереотипов, а работа здесь их разрушила?
- Между Польшей и Беларусью сложная политическая ситуация и все передачи, которые идут про Беларусь в Польше и про Польшу в Беларуси - субъективно-политические. Наравне с этим есть оппозиционный взгляд. И в обществе существуют две экстремально-противоположные позиции. Меня же интересует человек. Кроме нескольких знакомых из Беларуси, я ничего не знал о людях здесь. Сейчас я очень рад, что люди оказались совершенно иными, чем я о них думал тогда, в поезде. Но с другой стороны, я слишком мало в Беларуси, чтобы говорить о стереотипах. Я стараюсь не ехать в другую страну с предубежденияи. Уже после работы здесь я буду складывать свое мнение. Конечно, всегда можно найти такие примеры, которые ты хочешь найти, но пока сложно сказать, что получится в итоге. Я не хочу, чтобы в проекте все прозвучало очень оптимистично, что здесь все круто, красиво, кризиса нет и что-то подобное. Я стараюсь чувствовать людей, с которыми я встречаюсь, пусть даже на официальном уровне.
- Каждого человека ты снимаешь полчаса-час. Хватает ли времени на то, чтобы другие люди увидели человека и его особенности, а не фотографа в этих снимках?
-   Конечно, час - это очень мало, чтобы заметить в человеке что-то особенное. Портрет - это постановка, твое видение смешивается с тем, что ты находишь в человеке и месте. Этот проект отличается от других моих проектов. С одной стороны, я хочу сделать очень официальный портрет, показать маску, которую человек одевает для окружающих. С другой стороны, в некоторых случаях маска очень быстро спадает. Я оставляю выбор за своими героями: если они хотят играть перед камерой - у них есть эта возможность.  
- Как образовалась группа фотографов Sputnik Photos? Чем вы занимаетесь?
- Мы встретились в 2004 году во Франции на воркшопах агентства Seven для фотографов из Средней и Восточной Европы и Кавказа. Мы познакомились с Агнешкой Райсс, Яном Брыгчинским и другими фотографами из Чехии, Польши, Словаки, Украины, Словении и других стран. Мы решили сделать вместе такой проект, над которым было бы очень сложно работать одному фотографу. Создали коллектив, зарегистрировали его и получили первый гранд на проект о нелегальных работниках в новых странах Евросоюза. И с тех пор мы каждый год делаем по одному проекту. Чуть позже мы начали работать с другими фотографами: Андрей Ленкевич, Адам Панчук, Михал Лучак. Мы стараемся работать над групповыми проектами и, по-моему, это достаточно хорошо работает. Недавно начали сотрудничать с координатором проектов, с дизайнерами, писателями, кураторами - фотографы составляют только часть нашего коллектива. Sputnik Photos издает книги, делает выставки, может быть, начнет делать образовательные программы для фотографов. В начале октября мы открыли наш офис в Варшаве, подарок на пятилетие со дня образования коллектива. Пока все хорошо.
Sputnik Photos - это хороший опыт, я никогда не работал в группе. Идея проекта зависит только от фотографа. Все функционирует достаточно успешно: каждый знает, что вовлечен в групповой проект, но при этом у него достаточно свободы для индивидуальной работы. Мы ругаемся, обсуждаем, решаем проблемы, но для всех важно, чтобы у каждого осталось личное пространство.
- Что нужно для того, чтобы создать такую группу как Sputnik Photos?
- Cамое главное - это идеологическая согласованность, умение договариваться и с собой, и с коллегами. Это не корпорация, это коллектив друзей-коллег. У всех участников должны быть похожие цели. Не то чтобы все хотели одного и того же, но направление должно быть одинаковое. Также должен быть человек, координирующий и организующий весь процесс от момента написания проекта, чтобы получить на него деньги, и до момента сбора фотографий для книги и выставки. У нас совсем недавно появился такой человек, благодаря ему работать стало приятнее и проще. Сейчас мы делаем гораздо больше благодаря координатору.
И, конечно, нужно много энергии.
- Часто ли ты участвуешь в конкурсах, выставках, издаешь книги?
- Со Sputnik Photos мы выпустили уже 3 издания, но это совместная работа. Персональные книги издаю, к сожалению, не так часто как хотелось бы. Но сейчас все должно поменяться: через два месяца выйдет моя первая книга, через три - еще одна. Для меня книга и фотоальбом - это идеальная форма для представления фотографий. Конечно, хорошо пойти посмотреть фотографии на выставке, но они рано или поздно заканчиваются, а книга останется навсегда, более того, это важная часть фотографической жизни и творчества. Выставки и книги должны идти вместе - выставки делают промоушн книге, а книга делает промоушн выставке. Это часть бизнеса, как и конкурсы.
Но это не самое главное - главное, что ты фотографируешь, главное, что у тебя много идей. Но если ты думаешь, что можно что-то сфотографировать специально для конкурса, сразу начинаются проблемы. Все конкурсы - очень субъективная вещь. Победа не значит, что фотография самая лучшая, и наоборот, непобедившие - не всегда самые плохие. Никогда нельзя предугадать, с какой работой ты победишь.  Конечно, если ты выиграл - это хорошая реклама для твоих фотографий. Но самое главное - не фотографировать для конкурсов. Все должно идти параллельно - проекты, книги, выставки, конкурсы, а так же заказы, воркшопы, встречи. Однако, самое важное - это работа над проектом.
- Изменилось ли что-либо после твоей победы на Word Press Photo?
- Конечно, девушки на улице узнают, лимузин и все такое :)
- А в работе и творчестве?
- Мне уже не нужно снимать.
- Конечно, важно побеждать на значимых конкурсах. Победа повышает твой статус в глазах многих людей, но это бред. Я не очень уважаю людей, думающих, что только победившая в конкурсе фотография имеет значение. Есть много людей в фотобизнесе, которые сначала смотрят твое CV, а потом уже - фотографии. Конкурсы существуют для таких людей.
Конечно, победа приятна для тебя как для фотографа, но это очень короткий момент удовлетворения, что что-то получилось. Когда все проходит, нужно думать, что дальше. Конечно, это помогает в бизнесе, но я бы снимал и без WPP.
Перелом случился, когда я попал на мастер-класс WPP. Это был самый важный момент моей фотографической жизни, гораздо важнее всех призов, которые я получил. У меня была возможность общаться с самыми лучшими фотографами и кураторами в мире фотографии, с очень талантливыми студентами и участниками воркшопа. Тогда я реально почувствовал, как у меня в голове все изменилось.
- В последнее время в Польше очень активно развивается фотография...
- Да, за последний год пять фотографов получили награды WPP. Галереи и авторы начали участвовать в выставках, проектах, конкурсах, фестивалях мирового уровня, и это очень хорошо. По-моему один из самых интересных фестивалей фотографии в Европе сейчас проходит в Кракове. Я говорю это не потому что я поляк. Я был на многих фестивалях, но такого уровня не видел. На организацию нужно очень много денег, а краковский фестиваль очень ограничен в средствах, но я надеюсь, они смогут еще долго показывать хорошую фотографию.
В Польше открылось очень много фотографических школ, факультетов, курсов, но, к сожалению, нет единой высшей школы, как в Чехии, например. Конечно, чувствуется экономический кризис:  какие-то школы закрылись, закончились фестивали, но есть люди, которые интересуются фотографией, приходят в фотографию, и все живет.
- Ты всем своим героям задаешь один вопрос. Сегодня я хочу спросить это у тебя: «Что тебе за неделю пребывания тут показалось самым красивым?».
- Для меня разные места ассоциируются с людьми, и конечно мне очень нравится «абстрактное искусство» здесь. Это стрит-арт очень высокого уровня.
- Что ты имеешь в виду, говоря «абстрактное искусство»?
- Абстрактное искусство на стенах домов: граффити, обычные и политические, замалеванные краской. Это как цензура, но сделанная со вкусом. Работники, конечно, не думают, что делают со вкусом, они вообще не думают, что делают. Но получаются очень красивые абстрактные формы: ромбы, квадраты, круги, полосы разных цветов. А на кирпичных стенах все похоже на первые компьютерные игры, на пиксели на большом мониторе. Я даже нашел «Черный квадрат» Малевича.
***
Проект о Беларуси будет готов к середине лета. У книги пока нет названия, а фотографы еще приводят в порядок отснятые материалы. Насколько он получится оригинальным и непредсказуемым, белорусские ценители фотографии смогут узнать на презентации в Минске. А пока нужно запастись терпением и пожелать удачи команде Sputnik Photos.
Беседовала: Таня Стрига
обсудить на форуме zнята