В Москве открылась выставка фотографий Стэнли Кубрика

В Москве открылась выставка фотографий Стэнли Кубрика

Впервые в Москве представлена уникальная серия фотографий легендарного режиссера ХХ века Стэнли Кубрика. Около 200 снимков, созданных Стэнли Кубриком в 40-х годах ХХ века для журнала Look, передают неповторимую атмосферу Нью-Йорка и заставляют вспомнить и переосмыслить великие фильмы этого культового режиссера.

В биографии Стэнли Кубрика была строчка: «до того, как стать режиссером кино, работал фоторепортером в журнале Look». Недавно эта строчка развернулась в 12 тысяч негативов, которые нашел в библиотеке Конгресса штата Огайо и городском музее Нью-Йорка искусствовед Райнер Кроне. Кроне уверен, что это лишь десятая часть съемок молодого Кубрика. Все остальное утеряно, возможно, навсегда. Кубрик проработал в журнале 5 лет и ушел в кино в 23 года. Но эти кадры - единое целое с громадой кубриковского кинематографа.
Одна фотография особенно повлияла на карьеру Кубрика - она была сделана 12 апреля 1945, в день смерти президента Рузвельта. Ее формальная изысканность и классическая композиция усиливают производимый ею эмоциональный эффект. Лицо продавца обрамлено журналами, пестреющими фотографиями с первых полос, что создает эффект наложения одного изображения на другое. Пожилой человек в подобном окружении становится символом печали и неуверенности нации, фотография возведена в ранг аллегории.
Кубрик-фотограф работал сериями. Съемка знаменитого в Америке цирка братьев Ринглинг - это цирк не со сцены, а изнутри, с гримасами животных и лощеными боками акробаток. В энциклопедии Америки репортера Кубрика - закулисье джаза: видно, как неожиданна для самих черных джазменов послевоенная популярность. Им привычнее сейшенить не в клубах для богатой публики, а в своих развалюхах, среди домашних и живности. Фотографии собак в мегаполисе сделаны с собачьей точки зрения, от пола, и в серии для Look это становится ироническим приемом: собака и ее владелица меняются ролями.
Прием, а точнее, осознанная необходимость Кубрика как фотографа и впоследствии режиссера - ковырнуть реальность. Не исподтишка, как папарацци, а всерьез, как исследователь. Этот прием, настойчивый взгляд с изнанки, автор «Сияния», «Заводного апельсина» и серии «Чикаго - город контрастов» применяет постоянно, и в этом взгляде его отличие от Картье-Брессона, Дианы Арбюс и других именитых фотографов-современников.
И в этом причина его резкой смены - ухода из фотографии в кино.
Выставка «Стэнли Кубрик. Истории в фотографиях 1945 - 1950» доступна в Мультимедиа арт музее (г. Москва, ул. Остоженка, д. 16) до 29 января 2012 года.
По материалам gazeta.ru