Из проекта «Потепление климата. Полуостров Ямал»
Из проекта «Потепление климата. Полуостров Ямал»- Как собрать в один коллектив, фотографов, всю жизнь работающих индивидуально?- Фотожурналистика - это удивительная профессия, мы каждый сам по себе. Есть очень жесткая формулировка, про свободных фотографов: «Волка ноги кормят». Фотографы считают, что они могут и должны быть независимыми, что другой человек будет мешать, отвлекать. Это отчасти правда, есть такие истории, где ты должен быть почти невидимкой, а когда работает группа - всегда шумно. Но это о технике съемки. Если брать шире, мне кажется, что работа группы фотографов над одним проектом - единственный способ выжить сейчас. Одному очень сложно потянуть любую тему, они все не дорассказаны. Отговорка, что эта тема уже была сделана - полная ерунда. Так много историй, которые сегодня имеют совершенно другой смысл, нежели несколько десятков лет назад. Возьмем, например, тему современного рабства. Звучит парадоксально, но это существующий факт: только в Москве количество нелегалов-иммигрантов сегодня превышает миллион, это бесправные люди, и относятся к ним как к рабам. Такую историю очень сложно потянуть одному, а если собирается группа и пишет историю-расследование о современном рабстве в мире - кто-то едет в Россию, кто-то в Узбекистан, кто-то в Африку, кто-то на Мальту - то когда все складывается вместе, получается очень мощный продукт, на который не возможно не обратить внимание. Коллективное сознание мощнее, вместе люди становятся более креативными, поэтому для меня не проблема работать в команде. Кому-то достаточно делать иллюстрации для газет, но это скучно. Профессия фотожурналиста безумно интересная, нам сейчас добавили столько возможностей - мы можем писать звук, видео, можем все это комбинировать. Мы получили больше независимости, сейчас фотографии не просто иллюстрируют чью-то статью, мы даем голос людям, о которых делаем историю. Когда все элементы складываются вместе - это намного мощнее, чем просто хорошо поставленная фотография в каком-то модном журнале. - Вы снимаете войы и конфликты. Как после всего пережитого и увиденного Вам удается возвращаться в нормальную жизнь?- Для людей моей профессии очень необычно иметь семью. Мне повезло, моя жена уважает и понимает то, что я делаю. Мне всегда есть куда возвращаться - это очень приятное состояние. Иногда нужно брать перерывы и делать что-то другое. У меня были годы, когда я из Ирака ездил отдохнуть в Афганистан, но потом понял, что это неправильно - ты должен видеть и другую жизнь. Я думаю, то, что я делаю - важно, и это ни в коем случае не из-за денег. Из-за денег можно пойти в рекламное агентство, фотографировать прекрасных девушек или снимать свадьбы. Если кто-то думает, что репортеры много зарабатывают из-за риска - это большое заблуждение. Ни одно уважаемое издание не будет платить дополнительных гонораров за риск - это принцип. Все, кто освещает конфликты и воины - добровольцы. Это наше право, наш выбор, и мы сами решаем ехать или нет, могу ли я сейчас жить на войне или мне нужно взять перерыв. Это странное представление, что мы карьеристы. Даже серьезные важные издания не могут позволить себе оплачивать работу фотографа в течение месяца, например, в Ираке. Они дают работу, которая дает возможность жить там, снимать жилье и работать над собственными проектами. Я все время вкладываю в собственную работу, это стало привычкой. Мотивация и понимание того, что кто-то должен снимать и такие вещи, дают мне возможность как-то выживать.
Из проекта «По дороге революций»
Из проекта «По дороге революций»- Не смотря на весь ужас войны, не считаете ли Вы, что она фотогенична?- Есть такая притча, что людям, снимающим войны и конфликты, проще достичь результата, потому что вокруг много действия, эмоции зашкаливают - и это правда. На войне все чувства обостряются, более того, у фотографа тоже. Но добиться сильного образа очень сложно: это везение и невероятное терпение. Иногда своего кадра нужно ждать несколько месяцев, а это не все умеют. Если нормальные фотографы могут дождаться рассвета или заката, и это их преимущество красивого света, то для людей, снимающих войну, нет возможности ждать свет - все происходит как в боксе: у тебя есть лишь три секунды, чтобы поймать кадр. Ты должен быть там, дождаться этой ситуации и быть готовым, чтобы снять это или не снять. Но это уже другой вопрос. Многое проходит перед нашими глазами, что мы не снимаем. Я думаю, что в нынешнее время дикого потока информации, очень сложно достучаться до людей. Например, конфликты в Багдаде, Ираке были топовыми историями в 2005-2006-2007 годах, а потом на это вдруг перестали обращать внимание. Дико несправедливо, потому что людей так же убивают, та же оккупация, то же количество американских солдат, то же количество повстанцев, и междоусобный конфликт - ничего не изменилось. Задача - рассказать эту историю, найти подход к возможности ее публикации - это очень сложно. Это можно сделать, если ты по-честному смог создать некий образ. Поэтому возвращаясь к вопросу: да, война страшна, но она при этом очень красива. Кто однажды видел смерть, никогда этого не забудет, и это не только зрительные образы, это еще и запахи - они остаются на всю жизнь. Беседовала: Таня Стрига
обсудить на форуме zнята