Фото: Сергей Михаленко- Как дела, Саша? - Дела хорошо. Закрыл очередную главу в своей жизни, которая была связана с работой на телевидении. Все что мог и хотел сделать, я там сделал. - Какой проект на ТВ был для тебя самым интересным? - В последнее время занимался программой «Арт-объект», заказ одного из государственных каналов. По своему качеству, стилю работы он очень отличался от других программ на белорусском телевидении. Мы делали сюжеты о белорусских художниках, представляющих белорусское современное искусство. В рамках проекта рассказали и о многих интересных фотографах: Сергее Кожемякине, Марине Батюковой, Егоре Войнове, Евгении Отцецком, Саше Веледимовиче. Для меня «Арт-объект» стал логическим завершением телевизионной карьеры. - Чему посвящена следующая глава жизни? - Давно хотелось более плотно заниматься фотографией, но все никак не получалось. Моя новая работа связана с фотостудией. Правда, это не совсем та фотография, но на данном этапе мне все очень нравится. Здесь я совершенствую технические навыки, пригодился и опыт работы на телевидении.- Почему фотостудия и как ты сюда попал?- Я пришел договариваться в фотостудию ZНЯТА о презентации своей книги, и Сергей предложил поработать заместителем администратора. Здесь успели поработать очень сильные фотографы, а я профессионально фотографией никогда не занимался. Но спустя какое-то время мне доверили несколько съемок, и они прошли хорошо. Теперь один из фотографов студии ZНЯТА - Саша Обухович.- Ты упомянул про книжку, расскажи подробнее об этом проекте. - У меня часто так бывает - то, что делаю первый раз, получается плохо. Когда одногруппники в академии учили меня проявлять пленку, первые шесть пленок были белыми. Они очень смеялись и говорили, что мне, наверное, не стоит снимать на пленку. Но я упрямый, и через какое-то время стало получаться. К книжке я с такими же мыслями подхожу. Я участвовал в конкурсе «Velcom-Идея», где принимались проекты социальной направленности. Моя идея заключалась в издании сборника стихов неизвестных андеграундных белорусских поэтов, которые никогда до этого не публиковались. Стихи должны были показывать жестами глухонемые. Работа над проектом шла очень тяжело. Оказалось, что современная белорусская литература находится в очень критическом состоянии. Мы сделали конкурс, собрали редколлегию, куда я тоже должен был входить, но в итоге почему-то не попал. Когда мне прислали отобранные для публикации произведения, я пришел в ужас. Там было только два стихотворения, которые можно было публиковать, только два потрясающих автора, очень лаконичных и глубоких. Остальные стихи представляли собой нечто ужасное, эдакая помесь шизофрении и бреда. Я сказал, что их в книге не будет, и редколлегия отказалась со мной работать. После долгих и мучительных раздумий из 21 произведения я оставил 13 более менее удобоваримых. С фотографической частью тоже все было сложно. Отдельная история - это то, как я договаривался с глухонемыми. Оказалось, что они не знают белорусский язык, а стихотворения были именно на белорусском, пришлось все переводить и объяснять. Когда люди видели современные произведения и новую стихотворную форму, они даже после перевода не могли понять, как им на все это реагировать. Собственно на фотосъемку я потратил всего 40 минут. Получилось, что во время работы над книжкой я занимался чем угодно, только не фотографией.И добила все верстка и полиграфия. Благо, что очень хороший человек Сергей Жданович помогал с обложкой. Если все мои мытарства обобщить, можно сделать вывод, что книжка не получилась. Но это первый урок, я очень многое из него вынес. Работая над следующим проектом, я буду точно знать, какие люди мне нужны, и что один я этого делать не буду. Плохой результат - это хороший опыт. Возможно, если бы все прошло гладко, я бы этот опыт не получил.- Чем еще занимаешься, кроме работы в студии?- Пока что студийные съемки занимают все время. В период работы на телевидении у меня было чуть больше свободного времени, и я пытался заниматься социальной фотографией. В рамках курса Андрея Ленкевича я сделал проект об инвалидах, больных рассеянным склерозом. Была даже небольшая выставка в Институте Гете и мультимедиа. До этого с журналистом Евгением Волошиным мы занимались проектом про ветеранов. Серия, над которой я хотел бы работать сейчас - это портреты людей инвалидов, которые стоят над своими ограниченными возможностями. Идея родилась во время съемки нашей параолимпийской чемпионки Людмилы Волчек, она очень открытый, добрый, позитивный человек, и в своих видах спорта выиграла все, что только было возможно. Сейчас я планирую сделать портрет другого человека, который у себя дома организовал веб-радиостанцию. Он слепой. Такие люди меня очень вдохновляют. Здоровые часто ноют, что у них все плохо, депрессия, что-то не вяжется. А вот люди с ограниченными возможностями настолько целеустремленные, настолько жизнерадостные. И понимаешь, что депрессия, это такая ерунда - у тебя есть руки, ноги, ты здоров, перед тобой открыты все двери - иди и делай что-нибудь. - Твои проекты чаще всего связаны со съемкой людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это происходит неслучайно?- Я не ставил себе цель фотографировать только социально незащищенные слои нашего общества. Меня просто интересуют какие-то темы в силу определенных обстоятельств. Я делал серию о больных рассеянным склерозом, потому что моя мама им болеет. Кроме того, она делала такое большое дело, помогая больным людям. Я хотел это показать. В случае с проектом о глухонемых - хотелось дать голос этим людям. Я часто встречаю их в метро, на улице. Они общаются на своем языке, а люди вокруг смеются, пальцем показывают или просто диковато смотрят в их сторону. В проекте я делал акцент на том, что текст, который здоровый человек может услышать, глухонемой может показать жестами. Был проект с ветеранами. После войны прошло больше 60 лет, ветеранов с каждым годом остается все меньше. Они наши герои, наше наследие, а их вытаскивают как бутафорию, как запыленные флаги на День Победы, проводят по проспекту, и запаковывают обратно, с этими нищенскими пенсиями и социальной незащищенностью. Хотелось показать, что ветераны - это не картинка с плаката «За Беларусь», а действительно значимые люди. Я бы хотел, чтобы окружающие понимали, что эти люди сделали для нас. - А какой фотографией ты бы хотел заниматься?- Хотелось бы, чтобы картинки говорили, причем говорили не какой у тебя крутой фотоаппарат, средний формат или как ты умеешь круто обрабатывать, а говорили красивым глубоким визуальным языком. Фотография, которая будет собирать «лайки» в фейсбуке, мне совершенно не интересна. Хочется что-то рассказать, донести важную мысль. В бытность свою теле- и кино-оператором я занимался документальным кино, и пришел к такой мысли, что оператор в кино является проводником чужой воли - как бы он не строил картинку и какие бы поэтичные кадры не выбирал, он все равно работает как сурдопереводчик, превращает мысли режиссера в изображения, что в целом хорошо, но недостаточно. Фотограф же сам решает, какая будет мысль, как она будет транслироваться. Мне хочется делать такое документальное кино в фотографии. Спасибо, Саша, за интересную беседу! Желаю творческих и профессиональных успехов в твоей новой жизненной главе. Беседовала: Таня Стрига
обсудить на форуме zнята