Характерно, что самые сильные проекты 2011 года связаны с фотографическими архивами Софьи Хоментовской и Павла Волынцевича, и классической фотографией Антуана Гонена (Франция). Обращение к истории, к традиции - отличительная черта прошедшего фотографического года, а поиск нового визуального языка и свежих идей остается в области, скорее, желаемого, чем действительного.
Косвенно это подтверждает тот факт, что у нас не сдает позиций пикториальная фотография, а также набирают обороты другие техники и технологии, которые считаются альтернативными по отношению к современной фотографии (пинхол-фотография, солярография и др.). Судя по всему, из белорусской фотографии традиционные процессы, и не уходили: целый ряд авторов работает с этим антикварным инструментарием без дистанции в несколько десятилетий и без соответствующего переосмысления - как будто время над ними не властно...Среди успешных дебютов можно отметить «Город внутри» Ольги Бубич (Галерея «Университет культуры»). Проект не зря был награжден на Конкурсе рекламы, коммерчески он более перспективен по сравнению с «О природе света» Юрия Матиюна (Галерея визуальных искусств Nova). Но «Аргументация-2011» отмечает именно фотографическое содержание проекта Юрия, его стратегию и воплощение, а также удачное соединение в экспозиции двух серий фотографий не по принципу пластической цельности в общем выставочном пространстве, столь удобной для зрительского восприятия, а напротив, предлагая нам диссонанс пространственного и логического развития идей каждой из серий. Таким образом, следует отметить не только сам проект, но и его презентацию.Что до попыток (рас)смотрения и осознания сегодняшнего дня, фотографы, оказались, на наш взгляд, несколько растеряны. Серии портретов Игоря Ганджи «Живые люди», Николая Ботвинника «Бег по лезвию бритвы» (галерея современного искусства «Ў»), представляющих, по сути, интеллигенцию нашего времени, не вышли за рамки деликатного, в первом случае, любопытного - во втором, но, увы, предсказуемого знакомства с теми, кто нам уже известен. В этом контексте анонимные портреты Игоря Пешехонова, сделанные на фоне провинциальных пейзажей (проект «Думка белорусская» в Городской художественной галерее произведений Л. Щемелева) и антипортреты Алексея Литвинко (проект «Faces. Антипортреты» в кафе LOFT), выполненные в межжанровом ключе, позволили приблизиться к действительности и ее персонажам значительно ближе. Не статичный портрет известного человека и - некоторая данность, наличие, констатация, а - движение, интуитивное приближение или отдаление, фиксирование наугад, фотография как черно-белая хроника, как «черновик» бытия оказались теми анти/методами, способными если не вполне увидеть, то почувствовать ускользающее настоящее.Удивительным образом в этом тренде «неосознанного настоящего» оказался и проект «Фотографическая экспедиция-3. Полесье» Владимира Парфенка, Дмитрия Короля, Игоря Савченко и Игоря Пешехонова (Городская художественная галерея произведений Л. Щемелева), в котором предмет исследования - «белорусская реальность за пределами столицы» - эволюционировал в «каталог личных впечатлений» участников экспедиции. Различия восприятия фотографов в поиске и осознании белорусской действительности в последней выставке были «намеренно отпущены на свободу» - и в центре проекта оказалась уже не белорусская провинция, а сама фотоэкспедиция в ее стремлении фиксировать определенное время и место. Как и некий трогательный пейзаж, увиденный Сергеем Кожемякиным в центре Минска (проект «Пятое время года», Музей современного изобразительного искусства), вдруг приобрел мерцающее звучание. Через движение вдоль временной оси - зима, весна, лето, осень и… снова зима - в направлении того самого, неуловимого пятого времени года.Пока мы не готовы (не хотим, не можем) смотреть в лицо настоящему, предпочитая в поиске ответов на неозвученные вопросы оглядываться назад.Фотопроект года:Владимир Сутягин, Дмитрий Серебрянников, Игорь Сурмачевский
- за археологию белорусской фотографии, целеустремленность в реализации частной инициативы и продвижение истории в массы (выставка «Павел Валынцэвіч. Фоталетапіс даўжыней у паўстагоддзя» в Национальном историческом музее Республики Беларусь).