«Как дела» с Петром Винничком: «Мне не нравятся чрезмерные акценты на негативе»

«Как дела» с Петром Винничком: «Мне не нравятся чрезмерные акценты на негативе»

Петр Винничек - фотограф

- Как Ваши дела?
- Отлично!
- Почему в Минске?
- Меня пригласили поснимать бекстейдж имиджевой съемки, которая сейчас происходит в фотостудии ZNYATA STUDIO.
- Если речь идет не о коммерческом заказе, какая фотография Вас интересует?
- Снимаю в основном жанр, то, что во всем мире называется «стрит-фотографией». Очень удачное определение, которое я прочитал на одном белорусском фотосайте - «жизнь вокруг». Иногда снимаю что-то из фэшн, но это пока выглядит по-дилетантски.
- Что собой представляют съемки - отдельные кадры или цельные проекты?
- Это отдельные кадры. Мне не близко мышление длинными проектами и концепциями, мне нравится что-то более спонтанное.
- А если вспомнить начало, как фотография появилась в Вашей жизни?
- Лет тридцать назад папа купил «Сигму 8-М». Для начала было важно получить нормально экспонированный кадр и напечатать его, потом попасть в резкость. Когда всему научился, долгое время не фотографировал. Появилась цифра. При всем уважении к пленке, я не считаю цифру ущербной. Для меня единственная важная характеристика - размер кадра. Сегодня я снимаю и на то, и на другое.
- А как Вы пришли к стрит-фотографии?
- У меня родился ребенок 7 лет назад, и я начал его фотографировать. Эти фотографии мне самому очень нравились. Потом, как все честолюбивые люди, стал показывать их на фотосайтах. Когда начал сравнивать с другими, понял, что фотографирую довольно скучно и неинтересно. Заинтересовался работами других, узнавал фамилии, и потихонечку перестали быть интересны крупные портреты, и стала интересна стрит-фотография.
- Что в ней особенного?
- Она мне просто нравится. В принципе, четкого разделения на жанры не бывает. Фэшн-фотография может быть великолепна с точки зрения жанра, или в не любимых мной жанрах пейзаж или макро бывает фотография, которая заставляет вздрогнуть  - «Как хорошо!»
Стрит или жанровая фотография нигде в мире практически не востребована, и существует для довольно маленького круга людей. Даже современный стрит-фотограф Дима Зверев, насколько я понимаю, этим денег не зарабатывает.
- Но не обязательно фотографией зарабатывать деньги...
- Деньги - это самый понятный вид энергии, хоть и самый грубый.
- Есть ли какие-нибудь ориентиры в фотографии?
- Тут я не буду оригинальным - Кртье Брессон, Юджин Смидт, Роберт Капа - имена можно долго называть, они всем известны. Из современных очень нравится московский фотограф Дима Зверев. Поражаюсь не только качеством, но и количеством его работ - иногда за 10 дней у него бывает 10 фотографий и 6 из них шедевры. Многим хорошо бы снять за всю жизнь одну такую фотографию.
- В стрит-фотографии всегда очень много спонтанности...
- Да. Тот же Дима Зверев говорит что, для того чтобы фотографировать, нужно не просто носить камеру с собой, нужно носить ее в руке и расчехленной.
- Не так просто решиться снимать незнакомых людей на улице. Из личного опыта - как люди реагируют на камеру?
- Зависит от ситуации, от людей и от города. Жанр я снимаю, в основном, на широкоугольник, и на фотографиях почти нет крупных планов. Чаще всего люди даже не замечают, что я снимаю. А если и замечают, то никак не реагируют. Нужно просто все время носить камеру, поменьше думать и чаще нажимать на кнопку в нужный момент. Я вижу, что снял что-то интересное, когда смотрю фотографии на компьютере. Мне по этому поводу понравилось чье-то высказывание, что фотограф определяется не тем, как он фотографирует, а тем, как он выбирает.
- Есть ли какие-то критерии для определения шедевра в стрит-фотографии?
- Это сугубо личное. Часть фотографий можно объяснить композицией, активными линиями, светом, пятновой композицией, сюжетом. Но про часть фотографии нельзя сказать ничего, просто смотришь на нее и понимаешь - да, оно.
- Кроме жанра что-то еще интересно в фотографии?
- Жизнь вокруг, все, что в нее может попасть - снимок ребенка, что-то из фэшн. Меня редко интересует фотография, где не присутствует человек. И не нравятся чрезмерные акценты на негативе - бомжи, свалки, мертвая натура. Понятно, что это эффектно и сразу бьет по нервам, но у меня это вызывает отторжение.
- Какие планы?
- Я не люблю строить планы. Живу потихонечку и хорошо. Все время вспоминаю слова кого-то из великих, что за фотографа должны говорить его фотографии. А если фотографии плохие - много говорит фотограф.
Спасибо, Петр, за душевную беседу! Пускай окружающие люди дарят Вам вдохновение!
Беседовала: Таня Стрига

обсудить на форуме zнята