Три поклона Антонио Гауди

Три поклона Антонио Гауди

О, этот вечный и тотальный, вот уже третий век, манящий не одно
поколение архитекторов и музыкантов, графиков и модельеров, создателей
стекла и металла Его Величество Модерн. Сколько их мысленно
раскачивалось на волнах шехтелевской лестницы, таяло в мерцании
живописи Климта, рассыпалось в причудливой витражности Тифани,
замирало от музыки Шенберга, тонуло в поэзии символиста Бальмонта,
ощупывало взглядом и душой волнистые, богато декорированные фасады Гауди...
Именно Гауди захватил в плен архитектора, режиссера, фотографа,
попросту Художника Валерия Ведренко. Любовь к великому испанцу
у молодого архитектора возникла еще в юности, когда
Валерий только вступал в искусство. Встреча с творениями Гауди
состоялась в прошлом году, когда Ведренко, уже известный мастер,
отправился в Барселону.
Сейчас нам необходимо отрезать все эмоции художника, не позволить им
помножиться на собственную любовь к Модерну автора этих строк и
попытаться проанализировать результат соединения впечатлений и
художнического замысла В. Ведренко. Последнее воплотилось в проекте,
который получил искреннее признательное название «Поклон Гауди»
Проект состоит из трех частей и выполняет целый ряд эстетических,
технологических, пластических задач, которые поставил перед собой автор.
Первая часть представляет собой благоговейную смиренную тягу
запечатлеть «скульптурные полотна» фасадов. Восхищение виртуозным
мастерством Гауди останавливало объектив на отдельных деталях. Желание
ощутить и передать мощь, масштаб сооружений порождало поиск сложных
авторских ракурсов.
Когда первая часть проекта была представлена, она казалась абсолютно
завершенной выставкой.
Совершенно очевидными были здесь восторг перед великой архитектурой,
фотосвидетельство мысли Гауди, что «в природе нет прямой
чистой плоскости»  и, наконец, блестящее исполнение игры фотохудожника
со светом.
Разумеется, при всей документальности, отчасти даже
репортажности, и отсутствии сложных спецэффектов, эта фотосерия - не
простая фиксация архитектуры. Она выдает влюбленность в архитектуру
Гауди, ее переживание и мастерство фотохудожника.
Вторая часть проекта, на первый взгляд, традиционна. Она обращена к
вечному в искусстве объекту - обнаженной натуре. Наверное, трудно
найти художника любой эпохи, стиля, направления, вида искусства, у
которого не было бы своей серии Ню. В этом смысле фотохудожник
Ведренко - не исключение. На протяжении многих лет, в экспозициях
групповых республиканских, международных выставок и, конечно,
персональных появлялись его весьма удачные композиции этого жанра.
Концепция этой серии появилась не как еще одно
самостоятельное изображение обнаженного женского тела - вершины
человеческой красоты - а как составляющая Красоты вообще, Красоты как
категории, сложной, многопластовой, многопредметной - Красоты мира.
Именно поэтому автор снимает обнаженную натуру на нейтральных фонах со    
сложными световыми и тональными партитурами, дерзко перестраивая
анатомию, выявляя фрагменты, которые он видит как элементы будущего
воплощения основного замысла проекта.
Безусловно, сами эти эксперименты с формой, линией, пятном, светом,
тенью, телом, ракурсом представляют собой завершенное,
самодостаточное, художественное произведение. Причем, произведение это
не только и не столько в чистом виде - фото, сколько фотографика. Она
отмечена высоким эстетическим и этическим уровнем.
При всем уважении к эротическому в искусстве, что также имеет вековые
традиции и, разумеется, право на жизнь сегодня, следует отметить, что
здесь, на наш взгляд, оно (эротическое) отсутствует.
Не трудно догадаться, что третий цикл работ - есть суть и соль
проекта, воплощение авторской концепции.
Из всего множества строений Гауди для разговора с великим испанцем
Валерий избрал Саграду Фамилия, огромную, многофасадную, строившуюся в разные
эпохи. Ассоциативно у автора проекта  она неизменно вызывает в воображении женские
образы. Это и материнство, и плодородие, и хранение очага, и просто
предмет любования таинственной формой... И не было бы сегодня нужды в тысячный раз воспевать Саграду, петь оду Гауди - сотни искусствоведческих исследований на
всех языках мира, пожалуй, все уже о нем сказали ...
Но… Ведренко-архитектор дерзнул вступить с любимым
Гауди в пластический диалог. Глубокое профессиональное понимание формы
как содержания, обостренное восприятие размеренных ритмов декора и
сложной тектоники объемов в этой архитектуре позволили Ведренко
открыть парадоксальную связь рукотворного, каменного, застывшего с
божественным, природным, динамичным (женским телом).
У этого диалога сложная драматургия. Она призвала Ведренко-режиссера.
И вот уже диалог этот обретает новую, авторскую виртуальную плоть.
В каждой из композиций этого цикла происходит не просто механическое
сложение, наложение, сопоставление, архитектуры и Ню, а удивительное
слияние, соединение, почти органический синтез линий, пятен, объемов
на фотоплоскости. Последняя перестает быть плоскостью, она обретает
свой виртуальный объем и порождает внутри себя некое новое
пространство. А в нем - многослойная, мерцающая, дискретная Ее
Величество Форма, Пластика... И это, похоже, рождение или констатация
того, что носилось в воздухе, нового вида фотоискусства, нового вида
пластического искусства в целом - фотопластики.
В фотографии, как во всяком пластическом искусстве образ традиционно
развивается в пространстве. В работах проекта «Поклон Гауди» Валерия
Ведренко фотография вдруг оживает, обретает внутреннюю динамику. От
одного взгляда к другому происходит быстрая смена доминанты
изображения - то архитектура, то акт. Создается ощущение развития
образа во времени, как в кино, в театре, в искусствах временных, то
есть проект претендует на выход за рамки одного вида искусства,
превращение в искусство синтетическое.
В отборе деталей, в игре света и тени, в режиссерской интриге, в
создании пластического мотива, в монохромном  решении (документальный цвет в
фотографии разрушает рисунок и подавляет автора) - во
всем ощущается художнический вкус и чувство меры автора. Они позволяют
работам Ведренко удерживаться на том магическом «чуть-чуть», на
котором и зиждется настоящее искусство.
Фото: Валерий Ведренко
Текст: Лариса Финкельштейн,
член Белорусского союза художников, Белорусского
союза дизайнеров, Белорусского союза литературно-художественных
критиков, Международной ассоциации искусствоведов АИС (Москва),
арт-директор Авторской некоммерческой концептуальной галереи «БРАМА».

обсудить на форуме zнята

Источник: znyata.com