В Москве‎ проходит ретроспектива советского фотографа Маркова-Гринберга

В Москве‎ проходит ретроспектива советского фотографа Маркова-Гринберга

Уникальная ретроспективная выставка фотографа Марка Маркова-Гринберга (1907 - 2006), фотографа, чье имя, наряду с А. Родченко, Я. Халипом, Б. Игнатовичем, А.Шайхетом, полноправно вошло во все энциклопедии и учебники по отечественной фотографии, доступна в московском центре фотографии братьев Люмьер до 15 апреля 2012 года.

Эта первая персональная выставка такого масштаба. 150 фотографий, отобранных кураторами и членами семьи Марка Маркова-Гринберга, московская публика увидит впервые. Все фотографии напечатаны с оригинальных негативов. Кураторы тщательно изучали авторский архив и старались не отходить от авторского прочтения, учитывая приоритеты фотографа в отборе фотографий для выставок и кадрировки снимков. Конечно,  по прошествии времени, было интересно и то, что автор, по многим причинам (время, события, люди), никогда не публиковал.
В разные периоды творчества  Марков-Гринберг обращался к разным темам в своих работах и выставка построена по этому же принципу. В экспозиции широко представлены сельская тема - основная в 30-е годы для автора, тема авиации, тема детства, тема войны, ВСХВ, как квинтэссенции «великой иллюзии», а также темы производства, Москвы и портреты известных людей. В результате, перед зрителем проходит 50 лет жизни огромной страны в фотографиях.
В 1926 ему выпал случай фотографировать Маяковского, приехавшего в Ростов-на-Дону. В гостиничном номере, где остановился поэт, было темновато. И даже то, что он сел у окна, положения не спасало. Марк взял простыню прямо с неубранной постели и попросил коллегу подержать ее - «для рефлекса». Установив аппарат на штатив, потребовал от поэта 20 секунд не шевелиться. Не моргнув глазом, Маяковский смотрел треть минуты в объектив, чуть набычившись, без улыбки. Так, словно нет ничего обычнее, как позировать, едва встав поутру, настырным газетчикам, у которых еще неизвестно что получится на снимке. Получилось хорошо. Наверное, с этого момента и начался «век фотографии» в жизни фотографа Марка Маркова-Гринберга, не дожившего всего один год до своего 100 летия. Вскоре его снимки начинает публиковать «Огонек».
В июле 1926 Марк Гринберг отправляется в Москву. Снимает для журналов «Смена», «Пролетарий связи», «Медицинский работник». Через год он вступает в профсоюз работников искусств СССР - Всерабис (билет № 6041). В 1929 знакомый репортер Ф.Кислов, снимавший для Пресс-клише ТАСС, привел Гринберга в свою редакцию. В ноябре 1930-го Гринберг становится фотокорреспондентом центральной редакции Пресс-клише ТАСС.
Фотографии Марка Борисович Маркова-Гринберга обладали счастливым даром убеждения. Хрестоматийные его снимки, будь то портрет шахтера Никиты Изотова (1934), или диптих, запечатлевший замену двуглавого орла на башне Кремля на звезду (1935), или жанровая сцена «Счастливое материнство» (1935), где идущие в поле колхозницы с вилами с улыбкой смотрят на голого карапуза на плечах у подруги, - стали символами времени. В период глобальных перемен важно  было уметь видеть в настоящем ростки будущего. Это-то будущее и нужно было снимать. Фотографы переводили унылую натуралистическую прозу жизни на язык героического эпоса. Объективы их фотокамер были своего рода чудесной призмой, имевшей свойство преображать реальность.
Получив доступ к уникальному архиву, к открытию выставки организаторы выпустили фотоальбом Марка Маркова-Гринберга. Это первое издание, посвященное творчеству фотографа. В альбом войдут около 100 фотографий.
По материалам lumiere.ru