арт-активисты Минска в цехах завода «Горизонт».Как и заведено, с опозданием на лет 20 наш андеграунд
взялся осваивать индустриальное пространство.
Справедливость требует, все-таки, отдать пальму первенства серии «ДАХов»
которые громко прозвучали на излете десятилетия в Палаце Мастацтва,
на тот момент вполне сравнимого с пустующим производственным корпусом.
«Радиус нуля» очертил «Горизонт»,
чем дал повод для обидных и несправедливых шуток типа
«Лучшие нули на горизонте» и т.д. Но это - от злопыхателей.
От сочувствующих рассыпались похвалы в сторону «цивилизованного вектора»,
«свежей струи», «как будто и не в Минске» и «полный пи...дец!».
О контенте говорили меньше, о рейтинге «лучших» говорили больше.
Но в целом, «Радиус нуля» вызывал доброжелательную улыбку.
Из личных впечатлений выделю одно: производственная мощь победила арт,
заказанное пространство оказалось сильнее экспозиции
и выявило очевидную нехватку масштабных проектов,
требующих масштабных площадей.
Сложилось впечатление, что «либо здесь уже что-то было,
либо здесь еще что-то будет». Будем надеяться на второе.Свои дальнейшие заметки направлю в сторону фотографии,
которая также была представлена на выставке.
Особые надежды я связывал с презентацией - дискуссией
от Светланы Полещук «Форум Znyata: белорусская фотография в начале 21-го века».
К сожалению, и это досадное упущение автора исследования,
с самим текстом аудитория презентации не была знакома,
что вызвало определенную невозможность диалога и дискуссии.
Ситуация напомнила рассказ повара о замечательном блюде,
вкус которого известен ему одному.
И почему по сей день текст не опубликован - не ясно.
Говорю это с сожалением, потому что исследование, на мой взгляд, удалось.
(Ознакомился приватно с распечаткой).
Взгляд со стороны всегда интересен
и о внутренних процессах жизни белфото так системно никто не писал.
Работа охватывает период самоидентификации нашего фотосообщества
на рубеже столетий, представлены основные команды на поле фотографии,
их реальные взаимодействия и сделаны, увы, неутешительные,
но объективные выводы, которые подтверждает сама жизнь.
И можно ковыряться в недостатках краткосрочной презентации,
но эффективнее и плодотворнее будет ознакомиться с текстом исследования,
который, несомненно, станет важным этапным элементом
в осмыслении истории белорусской фотографии.
Несомненным плюсом презентации стала «легитимизация» портала Zнята
в среде профессиональных арт-критиков,
придавшая порталу статус серьезного информационного источника.
Был разговор о продолжении работы, но учитывая диктат среды, я боюсь,
чтобы с закрытием темы «нулевых» не исчез и интерес к порталу,
который обладает уникальным, а главное -
достоверным фактологическим материалом.
И если бы он был использован при подготовке визуальной фотографической части «нулевых», она не стала бы столь ограниченной и предсказуемой. На этом фоне легко понять некоторое недоумение фотографов.
И недоумение это провоцируют кураторы проекта,
заявляя о серьезности намерений и научной глубине исследования десяти лет.
Скорее - наоборот. Представлено то, что лежало на поверхности.
Я старательно избегаю имен собственных,
но то, что эксперты не заметили в десятилетии фигуры Валерия Лобко, -
говорит и об уровне репрезентативности проекта,
и об уровне этики экспертов, многие из которых - его ученики и коллеги.
Амбиции слишком очевидны, а добросовестность, скрупулезность
и педантичность в исследовании десятилетия явно не соответствуют претензиям.
Нет даже элементарной хронологии арт-событий десятилетки.
А рейтинг «лучших» достоин, разве что,
славных традиций соцсоревнования на ПО «Горизонт».
И смысл его - загадка.
Но негодовать, а тем более гордиться попаданием (не попаданием) в такой список
может либо маниакальный тщеславец, либо человек лишенный чувства юмора.
При этом, существуют цивилизованные формы арт-иерархий
и если бы «нулевые» стали презентацией Премии «Ў» или Премии ЕГУ-
все было бы и понятно, и приятно, и логично.
Да, видимо - мелковато…
Не зря был выбран «Горизонт».
Мне пришлось наблюдать, как ревниво изучались списки нашей фотобратией, прописанной маленьким шрифтом. Мол - никто не забыт!
Лучший брат о вас помнит!
Нашли родные буквы и полегчало… Попали…
А рядом с ними стоял действительно выдающийся фотограф,
который никогда, ни в то, ни в это время не выделялся в «лучшие».
Он был и остался одним из белорусских фотографов.
И его маленькая фигура и грустная улыбка от происходящего
придали «мероприятию» выразительность притчи.
Он тихо удалился и унес с собой проверенное знание,
что право быть «лучшим» выдается не на Земле.И после собственных впечатлений и после приватных бесед на тему «А судьи - кто?»,
я уже был готов разразиться едким памфлетом о «передовиках десятилетки»,
как вдруг на меня снизошло…
Выставка закрывалась и одна из хозяек, в шутку,
замахала на нас руками и звуками «Кыш-кыш!» попросила к выходу.
Вот это меня и пробило…
Всего лишь - «кыш-кыш»…
А надо было метлой поганой, да приговаривая по ходу:
«А кто вы такие - местные фотографы?
Что вы сделали, чтобы вас замечали без напоминаний,
с вами считались без принуждения, вас ценили без намеков?
Вы сидите в своих подвалах, завешиваете картинками фойе кинотеатров и библиотек
как и тридцать лет назад и только молитесь на Интернет!
Где ваши Галереи Ў и ваши Горизонты?
Что вы все ноете и вам все должны?
Не нравятся наши «Нули» - сделайте свои!
Но сделайте так, чтобы о вас говорил город,
чтобы на открытие приезжали троллейбусы зрителей,
соберите специалистов, издайте каталог, найдите деньги, арендуйте завод!
Сделайте хоть что-нибудь яркое, заявите о себе!
Когда-то Фотографика была интереснее любой выставки!
Ведь у вас даже есть свой Союз!
Где он находится? Что вы там делаете?
Не скажете?
Тогда пошли вон! Кыш - кыш!».
Если бы я услышал этот гневный монолог, я бы с ним полностью согласился.
На выходе стояла группа наших уважаемых фотографов
и что-то взволнованно обсуждала.
И я, как задорный пионэр, перебил беседу предложением: «А что, ребята,
не пора ли и нам проявиться?».
Возникла пауза и после неуклюжей фразы «Так вот… Надо на Совете обсудить…»
беседа продолжилась.
На улице кружил снегопад, фотографы разбежались в разные стороны.
А я решил выпить под снежок чашечку кофе и двинулся сквозь метель к Оперному.
На сердце было легко- легко…
Словно пришло решение одной очень сложной задачи…Текст: Валерий Ведренко12 марта 2012 года
обсудить на форуме zнята