«Как дела» с Алексеем Шинкаренко: «Мне хочется создать ту среду, в которой мне бы самому хотелось быть фотографом»

«Как дела» с Алексеем Шинкаренко: «Мне хочется создать ту среду, в которой мне бы самому хотелось быть фотографом»

Алексей Шинкаренко – фотограф, основатель Центра фотографии и руководитель Школы фотографии.


Алексей Шинкаренко в аудитории Института Журналистики, фото: Екатерины Гуртовой

- Как Ваши дела?
- Очень хорошо, много проектов, Центр фотографии развивается, расширяется и вот-вот мы ожидаем значительного и серьезного шага вперед.
- В прошлом году в Белорусском государственном университете открылась новая специальность «Фотожурналистика». Что предшествовало этому событию и как получилось создать специальность с нуля?
- С нуля такие шаги сложно делать – был опыт наш, был опыт Института журналистики. Были накоплены определенные потенциалы – у Института журналистики – административный, у нас – экспертный, и в один момент они сошлись. Мы начали сотрудничать с Факультетом переподготовки и повышения квалификации Института журналистики за год до работы над созданием специальности. Нас приглашали вести короткие циклы занятий, семинары и лекции, связанные с фотожурналистикой для специалистов-профессионалов. Речь идет о сотрудниках печатных средств массовой информации: фотокорреспонденты, фоторедакторы, ответственные секретари, люди, занимающиеся версткой. Со временем у нас с Институтом появилось доверие друг к другу, они оценили наш подход и нацеленность на результат. У факультета очень хороший декан – Анна Ивановна Басова – человек, который действительно хочет открывать новые направления, находить интересные решения и быть активным в работе. Спустя время от факультета поступило предложение работать в направлении фотожурналистики. Но мы все знаем этот камень преткновения – чтобы создать специальность, нужно утвердить профессию, чтобы утвердить профессию, нужны подготовленные специалисты. В процессе были задействованы три министерства: Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство информации. Работа велась по согласованию их интересов. Для создания специальности мы разработали квалификационную характеристику должности «Фоторедактор». Она в каком-то смысле близка к уже существующему «Художественному редактору» в разделе «Средства массовой информации», но мы старались отстоять не расширение должностных обязанностей, а создание отдельной профессии.
Если бы мы пошли по пути наименьшего сопротивления, то оставили бы ситуацию на том же месте. Сейчас функции фоторедактора распределяются на огромное количество специалистов, но среди них нет того, кто понимает фотографию, знает фотографию, знает то, как фотография передает информацию. Более того, вырос объем работы из-за большого числа каналов поступления информации: социальные сети, штатные корреспонденты, фриланс-фотографы, фотобанки. Необходимо  управлять ими всеми, следить за соблюдением авторских прав, уметь ставить редакционные задачи фотографу, понимать, как фотография связана с информацией с точки зрения журналистики.
В мае 2011 года Министерство труда утвердило должность фоторедактора. Следующим шагом стало утверждение специальности «фотожурналистика» и квалификации «фотожурналист». Сегодня специалист с дипломом фотожурналиста может работать либо фотокорреспондентом, либо фоторедактором, в зависимости от размера редакции.
Мы можем говорить, что это историческое событие – впервые фотография в Беларуси вошла в высшую школу. Не со стороны искусства, не со стороны Академии искусств, а со стороны информации, коммуникации. Возможно, благодаря этому белорусская фотография  начнет обретать свое лицо, в более тесной связи со сферой современных медиа и коммуникаций.
- Вы готовите фоторедакторов и фотожурналистов, но среди преподавателей нет ни одного фотожурналиста. Почему?
- Разные причины, но я не вижу в этом камня преткновения. Нужно понимать, что это высшая школа, систематизация, а не только лишь прикладные знания. Для получения которых достаточно записаться на мастер-класс к фотожурналисту и за неделю их освоить.  Но мне, к сожалению, нужно констатировать тот факт, что возникла некоторая конфронтация со стороны ряда белорусских фотожурналистов, которые могли бы включиться в учебный процесс, что они не верят в эффективность подготовки фотожурналистов в системе высшей школы. Но, несмотря на возникшие трудности, на сегодняшний день у нас есть договоренности с несколькими фотожурналистами, которые будут приходить и делиться опытом. Еще нужно учитывать то, что большинство практиков все же не располагают свободным временем, вне зависимости от занятости в редакции; сложно найти человека, у которого будет желание, возможность и умение преподавать, доносить информацию и делиться опытом. В такой ситуации я не понимаю сложившейся конфронтации.
Сегодня мы создаем фундамент, опираясь на собственный опыт, собранную библиотеку и большое количество знаний, которые мы накопили. А дальше вопрос в том, чтобы подключать практиков в формате краткосрочных тренингов, семинаров и воркшопов. Когда мы писали программу, предполагали, что на первом этапе нам все придется делать своими силами, пока из сегодняшних студентов не вырастут преподаватели, которые будут обладать и практикой, и систематизированными знаниями. На сегодняшний день почти весь коллектив преподавателей Школы работает в Институте журналистики.
- Что, в связи с этим, изменилось в самой Школе фотографии?
- В Школе фотографии есть ряд задач, которые в Институте решаться не будут, например, проектная фотография или соединение документалистики с арт-фотографией. Здесь мы будем работать над персональными реализациями, а в Институте журналистики готовить человека к работе внутри команды в профессии. Мы перестроились, есть желание делать новые проекты, теперь еще понятнее стало наше собственное направление – Школа как исследовательский центр. Еще одно важное преимущство от сотрудничества с Институтом – обозначился первый шаг по входу Школы в междисциплинарное пространство. Нашей пилотной учебной программой на стыке фотографии и коммуникаций стала «Документальная фотография и фотожурналистика». А следующие шаги будут в направлении искусствоведения и информационных технологий.
- Сегодня на Вашей площадке работает галерея NOVA...
- Владимир Парфенок с самых первых дней поддерживал идеи Школы фотографии и Центра фотографии. После закрытия галереи на два года приостановилась активная деятельность NOVA. Переехав в новое пространство и увидев, что оно может использоваться в качестве галереи, мы с Владимиром решили возобновить выставочную деятельность на новой площадке. Для Школы и для Центра важен тесный контакт с галереей, местом, где будут демонстрироваться хорошие фотографии, отобранные куратором. В этом году Владимир планирует провести ряд больших выставок с выпуском каталога. Это сотрудничество мы хотим демонстрировать другим людям. Мы идейно близки, что, наверное, и было главным импульсом.
- Остается ли время на личное творчество?
- Лучше использовать другой глагол – я нахожу в любой работе элемент творчества. Но если говорить конкретно о том, есть ли время фотографировать – конечно, есть. У нас есть такой формат как «исследовательские мастерские», когда преподаватель включен в процесс и работает вместе со студентами. Кроме того, я перестроился на тактику долгосрочных проектов, поэтому меня ничего не подгоняет, я просто постепенно накапливаю материал.
Проект «Белорусская фактография» для меня сейчас основной. Это серия полароидных снимков,  которую я начал снимать в 2007 году. Сейчас уже 2012, мне кажется, что с каждым годом он обретает больше концентрации и веса.
Сейчас я реализуюсь еще и в кураторской работе, работая со студентами. Это развивает мой личный потенциал – анализирую большое количество идей, фотографий, обдумываю, как они могут взаимодействовать между собой, рассматриваю их выход в разные форматы – книга, слайдшоу, выставочное пространство. Я постоянно учусь – через исследования, через взаимодействие с другими людьми, и в этом смысле Школа фотографии – мое большое подспорье. Не нужно бояться отдать самое дорогое, к этому относится и временной ресурс и ресурс внимания, когда отдаешь, не ожидая ничего взамен, освобождаешься для нового и многое при этом получаешь – это мой метод реализации. Я думаю, что именно такой подход выведет нашу фотографию на мировой уровень.
У меня есть глобальная идея: мне бы хотелось, чтобы белорусская фотография обрела свое лицо, чтобы она была узнаваема хорошими примерами и уникальными результатами. Когда я начинал и был движим идеей создания школы, я понимал, что мне хочется создать ту среду, в которой мне бы самому хотелось быть фотографом. И я не остановлюсь, пока не создам ее. В этом я вижу свою миссию, и это для меня автобиографично - это все большой проект, в который включены и мои личные фотографические высказывания.
Алексей, спасибо за интересную беседу. Желаю больших успехов на тернистом пути высшего образования и в развитии белорусской фотографии!
Беседовала: Таня Стрига

обсудить на форуме zнята