Мирослав Тихий (Miroslav Tichý)

Мирослав Тихий (Miroslav Tichý)

«Главное - это иметь плохой фотоаппарат. Если хочешь стать знаменитым - то делай свое дело плохо, хуже всех на свете. Красивое, пригожее, выпестованное - это уже никого не интересует».

Мирослав Тихий (Miroslav Tichý) родился 20 ноября 1926 года в моравском селе возле города Кийова. Он был сыном зажиточных и уважаемых людей. Сразу после гимназии поступил 1945 году на подготовительный факультет Пражской Академии изобразительных искусств, а в 1946 году был зачислен в класс профессора Желибского. В его мастерской Тихий был признанным лидером в рисовании, сокурсники любили его за веселый нрав и юмор. Все у высокого моравского красавца складывалось как нельзя лучше, как вдруг, в 1948 году, случился в Чехословакии коммунистический переворот. Тихий перестал ходить на занятия, перестал общаться с друзьями и вскоре его забрали в армию.
В страшные 50е годы шпиономании и политических процессов что-то случилось с психикой Тихого. Он попал в тюрьму, потом его мать добилась перевода сына в психиатрическую больницу в Опаве. Там его держали до второй половины 50х. Тихий вернулся в Кийов, жил у родителей, писал картины, упорно держась за свои старые привязанности - довоенный модернистский стиль, импрессионизм, кубизм.
В 60е годы Тихий вообще перестал заботиться о своей внешности. Он не стриг волосы, отпустил бороду, носил разорванную черную одежду. Это был антипод идеала нового социалистического человека. И он опять попадает на 8 лет в тюрьму и в психиатрическую больницу. В 70е годы полицейское давление на Тихого продолжается.
Исчерпав свой интерес к абстракции, рисунку и живописи, Тихий ушел в фотографию, найдя выход через технологически неустранимое присутствие внешней реальности. Определяя фотографию как «живописание светом» он по-прежнему придерживался принципов импрессионизма. Когда его спрашивали, почему он увлекся фотографией, он отвечал: «Картины уже были написаны, рисунки нарисованы. Что мне оставалось делать? Я стал искать новую технику. С помощью фотографии я все видел в новом свете. Это был новый мир».
Мирослав Тихий: «Я снимал и рисовал все, что, как мне казалось, похоже на этот мир. Все, что можно было распознать лазом, я снимал. Я не оптик, я - атомщик, потому что должен обследовать каждый атом. Видите, эти фото грязные, грязь творит поэзию, дает художественное качество. Это не абстрактные творения, это конкретика, это глаз. Женщина - это мой мотив. Все остальное меня не интересует. Но я не сближался с ними, не пускался с ними во все тяжкие. Даже когда я вижу женщину, которая мне нравится, и, может быть, я пошел бы на какой-то контакт, я осознаю в этот момент, что меня это собственно не интересует. Вместо этого я беру карандаш и рисую ее. Эротика - это все равно только мечта. Это наша иллюзия. Это поэзия».
Всемирная известность пришла к фотографу после первой выставки, которая была организована знаменитым куратором и теоретиком современного искусства Харальдом Зееманом на Биеннале в Севилье летом 2004 года, когда Мирославу Тихому было 78 лет. За ней последовала ретроспектива в Кунстхаусе в Цюрихе, а после этого его странные, несовершенные, в обычном смысле слова, фотографические картинки, разлетелись по всем крупнейшим выставочным залам мира - в Нью-Йорке, Берлине, Антверпене, Лондоне и Париже.

По материалам photographer.ru, svobodanews.ru
Официальный сайт >>>
обсудить на форуме zнята