«Как дела» с Леной Карпиловой: «Сделать что-то необычное в наших условиях достаточно сложно»

«Как дела» с Леной Карпиловой: «Сделать что-то необычное в наших условиях достаточно сложно»

Лена Карпилова - орагнизатор Design Week 2012

- Как дела?
- Дела очень хорошо во всех сферах.
- Почему в этом году ты решила заняться организацией Недели дизайна?
- На самом деле я не ожидала, что все дело обернется именно так. Изначально проект задумывался как совместный, над которым должны была работать большая команда дизайн-студии Adliga и Белорусского союза дизайнеров. Но в результате оказалось, что ни Adliga, ни Союзу организация этого мероприятия не нужна. И это на фоне большого количества разговоров о том, что Минску нужна культурная активность, нужно делать выставки, фестивали и так далее. Но как только доходит до дела, оказывается, что людям нужно совершенно другое, а культурные мероприятия не так уж и важны. Формат такого фестиваля подразумевает социальную направленность: все делается для людей и ради людей - чтобы собрать аудиторию, показать что-то новое и интересное. Сделать что-то необычное в наших условиях достаточно сложно, а спонсировать подобного рода мероприятия многие боятся. И когда люди сталкиваются с такими проблемами - многие разбегаются или опускают руки. А мне этот проект интересен, и на самом деле, важно просто захотеть, и все пойдут тебе навстречу.
- Сейчас идет волна активных анонсов: что будет, кто приедет, что увидим…
- Да, мы учимся пиару. Пресс-секретарь Недели дизайна Анжелика Лашук постепенно делает интервью с участниками и в целом очень мне помогает. Мы обязательно презентуем каждого участника Недели, чтобы люди знали, куда они пойдут, кого и что увидят, чего ожидать, каков формат мероприятия в целом. Уже совсем скоро на официальном сайте Недели дизайна появится детальная программа всех мероприятий..
- Чем Неделя дизайна 2012 отличается от прошлогоднего фестиваля?
- В прошлом году была представлена «Галерея белорусского дизайна», и это был совершенно другой формат - организаторы показывали именно белорусский дизайн и hand made продукцию. В этом году мероприятие вышло в формат фестиваля, на котором будут представлены работы дизайнеров из соседних стран. В отличие от прошлого года, мы ввели отбор работ по достаточно жестким, но объективным критериям. Самое главное - никакого hand made, потому что это не дизайн. Я сама немного занимаюсь hand made, и это интересное занятие, о котором я ни в коем случае не говорю с пренебрежением. Но для него есть fashion-маркеты, ярмарки и прочие акции, где люди могут продавать свои украшения, бусы и сережки. У Недели дизайна во всем мире есть свой формат и стиль, где показываются совершенно другие предметы и объекты.
- Фестиваль организуешь ты и…
-  …и Анжелика Лашук, пресс-секретарь. Я и Лика занимаемся только этим проектом, уделяя ему по 12 часов в сутки. А иногда он мне и снится! Многие помогают советами, направляют и  ориентируют в пространстве, каждый день я узнаю что-то новое и полезное от них. Большую поддержку оказывает руководитель портала deZign.by Евгений Черва. Польский институт очень поддерживает, за что им огромное спасибо. Мы ищем генерального спонсора, но рисковать никто не хочет, и я это понимаю. Поэтому, сначала посмотрим, что получится в этом году, и будем искать дальше. В целом, если посмотреть на то, кто чем помогает и кто что вкладывает, у нас очень большая команда.
- Чем будете удивлять?
- Привезенными объектами. Приедут ребята из Польши, отдельно представим кафедру дизайна института из Котовиц, также приедут украинцы и литовцы. Мне очень интересно, как воспримут белорусы польскую экспозицию - там будут выставлены объекты промышленного дизайна в социальной сфере, например, коляска для ребенка-инвалида, проекты элементов оборудования для приюта животных, медицинские приборы и устройства. Это тот дизайн, который делает мир удобнее и эргономичнее. У нас же к такому не привыкли, никто не думает о том, что стоматологическое кресло, например, можно сделать гораздо более комфортным...
Я наблюдаю за дипломными работами выпускников отделения промышленного дизайна Академии искусств, и мне кажется, что подавляющее большинство из них изначально не подразумевают реализацию. Все это словно из футуристических фильмов, не понятно, для кого эти проекты, в помощь какой группе людей. Я не представляю, где в Беларуси ЭТО можно произвести. Это проекты ради проектов. А самый нужный, востребованный дизайн - это дизайн обычных предметов, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Можно разработать дизайн ручки для двери, которая будет самая удобная в мире, и это будет достижением! В прошлом году состоялся даже Международный конкурс на создание такой ручки. И не обязательно выдумывать космический аппарат.
Еще я надеюсь, что удивим белорусским промышленным дизайном - в экспозиции будут представлены мотоциклы мастерской Юрия Шифа. Его команда собирает мотоциклы с нуля по индивидуальному проекту заказчика. Он делал заказы Тимати, братьям Крестовским в России, в мире он занимал первые места на соревнованиях по кастомайзингу, но в Беларуси его, к сожалению, не знают. Благодаря Design Week Minsk 2012, надеюсь, узнают.
Будут работы Кирилла Серебрякова, который недавно начал проект по разработке и созданию шрифтов, за что ему большой респект, потому что это благородная деятельность - шрифты это узкая область, которой у нас мало кто занимается.
К нам приедет промышленный дизайнер Дмитрий Самаль, он учился в Беларуси, но уже четыре года живет во Франции, сотрудничает с Renault, Audi и другими корпорациями. Он привезет сюда коллекцию очков в пиксельной оправе. Дмитрий и разработал эти очки, и вложил деньги в производство. Но грамотная работа с пиаром сделала свое дело: сегодня его очки носят и звезды, и обычные люди.
- Как ты думаешь, почему белорусские промышленные дизайнеры не могут найти себе здесь применения?
- Я знаю белорусских промышленных дизайнеров, которые занимаются проектированием мебели, предметов быта и интерьера. Они классные профессионалы, у них отличные интересные проекты, но проблема в том, что у нас негде это произвести. В Беларуси нет производств, которые были бы заинтересованы в том, чтобы рискнуть и сделать что-то нестандартное по индивидуальному проекту, или хотя бы что-то сверхсовременное. Я считаю, что Неделя дизайна должна решать такие проблемы. По крайней мере, хочется сделать хотя бы один шаг помощи. Мы лично приглашаем на мероприятие представителей крупных фирм-производителей, таких как «Атлант», «Горизонт», «Луч»  и так далее. Хочется, чтобы это была не просто экспозиция, а своего рода биржа труда. Нормальная практика, когда на фестивале дизайна производитель находит дизайнера для своей компании - это самая главная функция таких мероприятий. Студентам будет интересно черпать новые идеи и смотреть, чем занимаются профессионалы. А профессионалам, в свою очередь, важно найти производителя и установить контакт с соратниками из других стран.
В Польше есть такая практика, когда выпускников ВУЗов находят некоторые производства, там очень хорошо налажен контакт. Например, фирма по производству пластиковых изделий узнает, что студент делает диплом по их теме, и организация может даже спонсировать  производство пробного, в единичном экземпляре объекта, который придумает дизайнер-выпускник. А если повезет, то производство может организовать серийный выпуск такого продукта.
- Design Week 2012 будет проходить в нескольких местах, с чем это связано?
- На данный момент - это 8 точек в Минске. Идея Недели состоит в том, чтобы захватить весь город. Мы хотим, чтобы люди приходили в кафе Loft или NewTon, и не просто пили кофе, но и видели составляющие части Недели дизайна и знали, что в городе происходит такое мероприятие. «Точки дизайна» разбросаны по всему городу: галерея Щемелева в Серебрянке, там будет интересная экспозиция польских плакатов XXI века; кафе Loft и NewTon с экспозициями графического дизайна; мотоциклы Юрия Шифа буду в салоне Атлант-М Уручье на Независимости 202.
Нам очень помогает группа архитекторов «МоноГрупп», с которыми мы разрабатываем систему навигации, способы опознавания и обозначения «design point`ов». Ребята в один из дней ради эксперимента решили объехать все точки на велосипеде, и у них это получилось!
В рамках Недели будет много пунктов, много видов дизайна, музыкальная вечеринка в кафе LOFT 5 мая от Helga, показ фильмов про дизайн в Музее истории белорусского кино и деловая программа, включающая семинары и лекции. Все расписание будет представлено на сайте Недели, а также мы распечатаем программу-гид и разложим по точкам и событиям, которую можно будет взять во всех точках Недели. Мероприятия в таких проектах могут быть вообще самыми разнообразными, даже косвенно касающиеся основной темы. Это нормальная практика.
- С какими трудностями приходится сталкиваться?
- Их очень много, но тут самое главное то ощущение, когда ты их преодолеваешь.
Я переживала, что будет трудно договориться с разными заведениями о проведении на их территории мероприятий, но оказалось, что все только «за», всем интересен экшн. Труднее оказалось искать единомышленников. Сложно найти профессионала. В какой бы то ни было области. Но это такие ежедневные задачи, которые нужно решать по мере поступления.
Хотелось бы государственной поддержки, хотя я понимаю, что это не главное. Тем не менее, вопрос дизайна касается государства в той же мере, в какой и прочие вопросы культуры и искусства. Мы обязательно пригласим на экспозиции представителей Министерства культуры, чтобы они посмотрели, что это за мероприятие.
- Опиши свои личные ощущения на сегодняшний момент?
- Все так внезапно нахлынуло. Год назад я бы даже не подумала, я буду и могу заниматься Неделей дизайна. В Союзе дизайнеров я вела подобные проекты, правда масштабы были поменьше, Etnoprojekt, например. Наверное, я смогу рассказать про свои ощущения после того как Неделя Дизайна пройдет. Потому что пока одни анонсы. Я люблю результат.
Спасибо, Лена, за подробный рассказ. С нетерпением ждем Недели дизайна и желаем много радостных переживаний после открытия!
Беседовала: Таня Стрига

обсудить на форуме zнята