Фонтан модерна

Фонтан модерна

Выпуск № 62

Странные чувства я испытывал, когда шел по уже знакомым
улицам и улочкам Барселоны, ведущим к Саграда Фамилия.
Год назад я точно также блуждал по ним, что-то снимал, пил кофе…
Совпадение поездок в Барселону по времени дало эффект «безотсутствия».
Собор незначительно изменился, и год жизни спрессовался в одну ночь,
после которой я снова стоял перед этой архитектурой,
вызывающей ужас и восторг.
Но появилась возможность посмотреть на жизнь вокруг Саграды,
интересно было вернуться на точки, откуда снимал первые кадры…
Скорее всего к обещанному 2026 году собор не завершат.
И тот кропотливый и неспешный труд,
который происходит постоянно на лесах Саграды,
только утверждает непреклонность стремления
и запредельную грандиозность замысла Гауди.
«Мой заказчик не торопится» -
сказал архитектор относительно срока завершения храма.
Второе название собора – «Храм Искупления» и с теологической точки зрения
он никогда не может быть построен.
Но у строителей достаточно и абсолютно земных проблем.
Одна из них – снос жилых кварталов, уже вплотную примыкающих к западному
и восточному фасадам.
По проекту Гауди, храм должен быть окружен с четырех сторон парком.
Сейчас – только с двух, а колонны фасада Славы уже уперлись в проезжую часть.
Как все решится – неизвестно.
Одно не вызывает сомнения – решение будет правильным,
сколько бы времени и средств это не потребовало.
Гауди – символ Барселоны.
На проспекте Грация множество сувенирных и журнальных павильонов
и два слова меняют друг друга на обложках – Барселона и Гауди.
Но так было не всегда.
В свое время экстравагантный Антонио Гауди
не считался в Барселоне архитектором №1.
Город застроен по проектам виртуозов стиля модерн,
высоких профессионалов, однако, лишенных яркого авторского стиля.
Через сто лет это особенно заметно на примерах двух шедевров Гауди,
вписанных в общую застройку проспекта Грация.
Дом Батльо – «сказка на костях».
Только на первый взгляд это сравнение кажется обидным.
Стоит вспомнить фольклор – там сплошные «косточки да шкилетики».
А за довольно экспрессивным, даже агрессивным фасадом
скрываются тонкие кружева витражей, плафонов, ограждений
и в звуках тихой музыки романтиков растворяется реальное время
и ты попадаешь в другое измерение –
в середину струящейся воды, стекающей неизвестно откуда и куда.
Магия архитектуры Гауди, видимо, в том, что он умеет
пластически выразить структуру явления.
Много ранее абстракционистов он вводит в декор стен
чистые переливы солнечных пятен глазурной керамики,
использует разнофактурные стекла для светотеневых эффектов и иллюзий.
Ему известна суть, но он не заменяет формулой образ.
И честь Барселоне, что вся эта феерия общедоступна,
а не замурована под табличкой «Private».
Переход в другое пространство ярче всего ощутим на крыше другого проекта Гауди
дома Мила, что стоит неподалеку от дома Батльо.
Банальные сантехнические помещения  и дымоходные трубы
Гауди превратил в космические интерьеры и декоративные скульптуры,
где характер и выразительность образов меняются в течении дня,
в зависимости от расположения солнца.
Относительно небольшая площадь превращена в странный остров,
со своими горами и морями, со своими богами и демонами,
со своим метафизическим ландшафтом.
Здесь ветер, пластика и облака находятся в постоянном диалоге,
язык этот недоступен, но чарует звучанием   
и ты ходишь по ступенькам  крыши, как в сновидении.
Очень интересно воспринимается Барселона с этого «острова».
Город кажется старой умирающей планетой, где уже нет ресурсов для жизни.
И неожиданное появление Саграды на горизонте
воспринимается как постройка космического корабля.
В этой связи посещение МАСВА (музея контемпорари Барселоны)
только подтверждает ощущение вымученных экспериментов,
скудных усилий интеллекта объять необъятное –
постичь сотворенное без Творца.
Удивителен стиль модерн!
На мой взгляд, это последний великий стиль Европы,
которому всемирные революционеры не дали сказать последнего слова.
Он словно ушел под землю, стал невидим, затаился, но не умер…
И есть на Земле место, где он прорывается сквозь земную кору
и бьет мощным животворным фонтаном в бездонное небо Барселоны,
не обращая никакого внимания на происходящую  вокруг него суету.
Нетрудно заметить, что все творения Антонио Гауди завершает крест.
Не стану развивать этот тезис.
Это просто факт.
Текст и фото: Валерий Ведренко
13 июня 2012 года
обсудить на форуме zнята

Поклон Гауди >>>