Фотобиеннале 2012: любовь, деньги и стереотипы

Фотобиеннале 2012: любовь, деньги и стереотипы

Этой весной в Москве прошел месяц фотографии «Фотобиеннале 2012», который объединил множество арт-площадок мегаполиса, привлек мировых и российских звезд классической и современной фотографии, а также многочисленных зрителей. Белорусы не остались в стороне и тоже посетили часть экспозиций и площадок.

Мы встретились с исследователем визуальной культуры Анной Самарской и фотографом Максимом Сарычевым, чтобы поделиться впечатлениями от увиденного на выставках, обсудить современные тренды арт-производства и подумать о том, какой опыт московского фотобиеннале мы могли бы перенять для белорусского контекста.
Таня Стрига: Для начала предлагаю поделиться впечатлениями: на каких выставках удалось побывать, что удивило, понравилось, разочаровало?
Максим Сарычев: Я был в Москве в середине марта, когда еще работала выставка Мартина Парра «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона 1983-1985». Хотелось видеть его фотографии и проект Сары Мун «Черная шапочка». Больше всего меня удивила выставка «Искусство архива. Из криминального архива полиции Лос-Анджелеса». Я ожидал увидеть традиционные для криминальной хроники сюжеты: кровь, трупы. Но встретил живую, интереснейшую документалистику, сделанную обычными полицейскими. Экспозиция полностью погружает зрителя в материал. Ты видишь снимок, размышляешь над происходящим, даже пытаешься угадать, почему и зачем так снято, а потом читаешь подпись, и все становится на свои места. Полицейские архивы - это целая веха в документальной фотографии, о которой я раньше даже не задумывался.

Мартин Парр. Из серии «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона»

Сара Мун. Из проекта «Черная шапочка»

«Неизвестный автор. Крупный план пулевых отверстий в окне автомобиля Атти. Убийство. 1942 г.»
Анна Самарская: Как ни странно, из всего многообразия имен и выставок всей экспозиции московского Мультимедиа Арт-Музея: Мартин Парр, Сара Мун, Ли Фридландер – меня тоже больше всего увлекла выставка «Искусство архива». В меньшей степени интересовал поиск художественной составляющей, о котором говорят кураторы проекта. Меня увлекло изображение с его буквальным описанием: «Мост над рекой Лос-Анджелес. В реке мертвое тело, на мосту полицейский детектив, в стороне машина, 1955 г.» – то пространство для «домысливания», которые предоставляют эти снимки. Для меня здесь больше вопросов, чем ответов.

«Р. Риттенхаус Мост над рекой Лос-Анджелес. В реке мертвое тело, на мосту полицейский детектив, а в стороне машина. 1955 г.»
Т.С.: Эта выставка – результат огромного кураторского труда Тобиа Беццолы, Меррика Мортона и Робина Блэкмена. Поднять такое количество материала и найти в нем что-то особенное, отвечающее современным тенденциям, интересное зрителям. И я, например, согласилась с их рассуждениями о том, что в этих снимках можно увидеть и отголоски сюрреализма, и поиск ракурсов, линий, динамики, и желание сделать кадр более ярким.
А.С.: Несколько лет назад в Милане я видела выставку Виджи (Weegee), документалиста начала XX века. Он первый стал использовать портативную камеру для съемок, и фотографировал, в том числе, места преступлений. В его машине стояла полицейская рация, посредствам которой он оперативно получал информацию, и приезжал на места преступлений в числе первых очевидцев. Известна его фотография «Их первое убийство», где запечатлены проходящая толпа и дети. Виджи не показывает убитое тело, а только случайных свидетелей, для него важнее проследить динамику события, взгляды людей, их позы... В случае с этим фотографом справедливо говорить о художественности кадра, в случае же с архивами, я соглашусь с Максимом – все же тут чистая документалистика.

Виджи (Артур Феллинг) «Их первое убйиство», 1941 г.
Т.С.: Какие еще выставки запомнились?
А.С.: Мне понравился проект Полины Канис «Идеальная фотография», представленный в галерее PaperWorks на Винзаводе. Проект работает с темой идеального фотографического взгляда: что есть идеальная фотография и как можно (и можно ли?) ее создать. Полина пригласила учеников 9 класса сделать «идеальную групповую фотографию». Идеальную, в том смысле, что она будет нравиться всем: каждому из участников. Проект состоит из видео, документирующего трехчасовой процесс создания совместного портрета, блока фотографий, отражающий «эволюцию» процесса и, собственно, результат: идеальный портрет. Постепенно скучная формальная фотосессия превратилась в балаган: каждому из ребят предлагалось стать режиссером снимка. В проекте раскрывается важный момент: фотография - это не только результат, но и процесс ее создания, выбора и одобрения. Здесь мы видим, как взаимодействуют между собой молодые люди (между прочим, это выпускними одной из элитных гимназий Москвы, так сказать, «золотая молодежь»), как согласуются их мнения, проявляются лидерские качества, каким образом они позиционируют себя перед объективом камеры.

Полина Канис. «Идеальная фотография»
М.С.: Получается, проект Полины - своего рода социальный эксперимент.
Т.С.: Да, так и есть. В итоге ученики просто договорились, чтобы считать одну из фотографий идеальной, но она не получилась таковой с позиции заданных перед съемкой критериев. Со временем они просто поняли, что в любом случае одна фотография не будет нравиться всем сразу. Это был компромисс. Идеальной фотографии в таком случае быть не могло, и важно, что они это поняли.
М.С.: Ты описала этот проект как социальный эксперимент, из которого при желании можно извлечь глубокие выводы. Если подключить к этому разговору психолога, который бы все это проанализировал, то можно только на основе этого проекта построить целое исследование, подтвердить выводы существующими теориями. Это больше чем фотография.
А.С.: Интересно, в каком смысле, «это больше чем фотография»? И в этой перспективе – что такое фотография? Для меня, например, этот проект, как ты говоришь, «социальный эксперимент», и есть фотография, и мне хочется, чтобы и к таким проектам стремилась белорусская фотография. Социальная направленность в фотографии очень важна.
Т.С.: Тема всего биеннале – «Америка в фокусе», и на выставках было представлено много американских авторов и фотографий американской тематики. Большинство, если не все, фотографируют современную им американскую действительность, и все это в определенной мере – социальные проекты и серии. И посмотрите, как они работают с этой социальной действительностью, в частности со стереотипами, связанными с социальной действительностью Америки, начиная от Ли Фридландера и заканчивая Мартином Парром. Они отвергают самый известный бренд «американской мечты» и формируют свой собственный взгляд. В итоге Америка получается очень разрозненной, осколочной, они показывают, как живут обычные люди, что у них тоже есть и проблемы, и бедность. Выходя за пределы больших городов и колеся по дорогам большой страны, они показывают, как однообразно живут американцы, как все банально, скучно и безлико.

Ли Фридландер. Из серии «Новые машины»

Уильям Кляйн. «Оружие 1»
М.С.: «Америка. Взгляд из машины» Ли Фридландера – это самая ужасная серия, которую я увидел там! Я не увидел ни пейзажей, ни людей, а только интерьеры машин, которые он арендовал и кусочки трасс, через которые, по задумке, мы и должны были увидеть Америку. Проблема в том, что их было слишком много, достаточно было бы серии из десяти снимков, но зачем делать сто?

Ли Фридландер. Из серии «Америка. Взгляд из машины»
Т.С.: Возможно, в этом и есть смысл, что огромная Америка везде одинаковая, и что кроме машины в ней, по сути, ничего не меняется? И даже как он ни старался менять ракурсы, объекты, все равно, серия целиком выглядит очень скучно.
Я была на Фотобиеннале, когда открылись выставки в Манеже. Что меня поразило больше всего во всех экспозициях – это целенаправленная борьба со стереотипом «американской мечты», при том, что борьба рождает новые стереотипы. Фотографы делают Америку скучной, грязной, раздробленной. Но это не все, большой пласт американской фотографии связан с тематикой путешествия и дороги.

Эндрю Буш. Из серии «Векторные портреты»
И в связи с этой темой возник вопрос – как вы думаете, почему в России решили представить американскую тему, обсудить ее в рамках Фотобиеннале? Что россияне могут почерпнуть из нее, и какой урок полезно было бы извлечь нам?
А.С.: Мне кажется, что, на самом деле, это пример хорошо продуманной менеджерской работы, когда общая тема месяц фотографии обусловлена не только внутренними посылами кураторов, но и той культурной ситуацией, которая существует сегодня в стране или городе. 2012 год объявлен годом США в России. Если открыть брошюру Фотобиеннале, можно увидеть, что главный спонсор всего мероприятия «American Seasons in Russia». Прошлое Фотобиеннале было посвящено Италии, и тогда ситуация была аналогичной: год Италии в РФ. Я всегда восхищаюсь стратегическим мышлением Ольги Свибловой, методикой работы ее команды, музея. Понятно, что современное искусство не может существовать без финансовой поддержки партнеров: таких фотографов как Мартин Парр, Сара Мун, Ли Фридландер, Мирослав Тихий, Уильям Кляйн не так-то просто привезти, особенно в ситуации экономического кризиса, что неоднократно подчеркивали и сами устроители Фотобиеннале.
Т.С.: Это действительно отличная стратегия, и нам есть чему здесь поучиться. А мы сами показываем Беларусь? Существуют ли у нас некие клише и стереотипы?
Посмотрите, какие белорусские выставки открываются в последнее время, как мы показываем страну сами для себя и для иностранцев – это фото исторических памятников и замков или социальная фотография, подразумевающая показ вымирающих деревень и портретов стариков. Конечно, у каждого свой стиль, но объекты повторяются. Это и разрушение, и складывание новых стереотипов одновременно – по телевизору показывают, как деревни развиваются, на фотографиях мы видим, как деревни умирают. Но с другой стороны, у нашей фотографии нет связанного понятного контекста, нет истории, невозможно проследить, как появилась именно эта фотография или этот автор, на кого он опирался, у кого учился.
М.С.: Более того, не было реализовано ни одного большого проекта, не было сделано ни одной внятной выставки на социальную тему. Наши деревни приезжают снимать иностранные фотографы, и эти проекты и серии уходят вместе с ними.
А.С.: Это большой вопрос, почему наша жизнь, наш социум остаются для белорусских фотографов своеобразным «белым пятном»? Иностранные фотографы интересуются нашей страной и жизнью здесь, но скорее относится к нам как к чему-то маргинальному. Они смотрят на нас под другим ракурсом, исходя из своих представлений и возможно предубеждений. А тем временем наши фотографы уходят в некую лиричность и самолюбование, в наблюдения за красотами, закатами и рассветами.

Рафал Милах. Из проекта «Победители» (проект коллектива Sputnik Photos «За Беларусь / Stand By»)
В такой ситуации необходимо понять, как нам действовать. Есть о чем говорить, есть много проблемных вопросов, которые необходимо поднимать и обсуждать, но с большего, они нами же и игнорируются, и лишь в некоторой степени поднимаются в проектах иностранных фотографов. Безусловно, на это влияет неоднозначная социально-политическая ситуация в стране и связанные с ней условия жизни. Кто-то назовет такой подход конъюнктурой, но лично меня это не пугает – здоровая прагматика должна существовать в любом виде искусств. С другой стороны, ведь это и есть ни что иное, как наша актуальность – почему же не работать с ней?
Т.С.: Интересно взглянуть на американскую и белорусскую фотографию и сравнить несравнимые вещи. Возможно, это прольет свет на наши проблемы и пути их решения. Вспоминая выставки и в целом, все, что я знаю об американской фотографии, у меня складывается определенная система арт, репортажной, пейзажной, концептуальной фотографии; можно выделить авторов, темы, исторический и социальный контекст. Она представляет собой цельную сформировавшуюся систему, внутри которой, однако, не стихает борьба. И важная часть американской культуры – узкая специализация, в том числе и в фотографии – каждый занимается той фотографией и той съемкой, которая ему интересна, не смешивая жанры и стилистику.
У нас же непонятно, с чем мы боремся, не понятно, что создаем (и создаем ли вообще), непонятно вслед за кем мы двигаемся, плодим выставки, не понятно кому и зачем адресованные. Это и не документальная, и не художественная, и не социальная фотография. Это такая каша из того, что хочется сказать и показать. Одному автору хочется охватить все сферы, но в итоге не получается ничего.
И чему белорусские фотографы могли бы поучиться на Фотобиеннале – это как работать с историей, чему следовать в ситуации, когда каждый пытается быть первым и изобрести свой велосипед в стиле, в направлении, в тематике и так далее.
А.С.: Действительно, белорусская фотография находится вне идейного и вне институционального контекста даже Европы. Практически нет международных связей, только отдельные всплески и отдельные авторы.
М.С.: У нас это происходит не только в фотографии, а во всех сферах. Люди не знают даже истории своей страны – тогда о каком искусстве и преемственности в искусстве можно говорить? Мне кажется, что когда история белорусской фотографии будет собрана, сформулирована и общедоступна, все будет немного иначе. Появится тот национальный фотографический базис, который даст молодым фотографам понимание того, что и как было до них.
А.С.: В 2006 году в «Фотомагии» вышло интервью Владимира Парфенка, где он говорит о том, что каждое новое поколение изобретает свое колесо белорусской фотографии. И мы сейчас еще раз обсуждаем все проблемы, о которых говорим уже давно. Мне кажется, нужно поворачивать разговор в другое русло, и задавать себе вопрос – что мы можем сделать в этой ситуации? Молодое поколение белорусской фотографии уже формируется, появляются люди со своими взглядами, появляются новые виды фотографии: ломография, любительская фотография в виде инстаграмм, сделанных айфонами, айпадами. Нам нужно вводить эту фотографию в среду и работать с ней.
Я не думаю, что правильно идти и стучаться в двери фотоклуба, союза или других творческих объединений, чтобы их как-то привлечь или, не дай Бог, объяснить им, что нужно делать. Конечно, важно понимать, с чем они работают, но необходимо создавать новое видение, свои проекты, при этом понимая, как похожие проекты работают во всем мире, и как этот опыт мы можем применить в нашей конкретной ситуации.
Т.С.: Я все чаще задумываюсь о том, что пора в Минске делать фестиваль белорусской фотографии. И если найти людей, которые подтянут в столицу и регионы, это было бы очень здорово. Замахиваться на фотобиеннале нам пока что рано, а вот собрать и показать новое поколение фотографов, показать и самим посмотреть что происходит. Понятно, что в ситуации, когда нет ничего, хочется в одном событии объединить множество аспектов. Но если поставить перед собой конкретные цели и задачи, и показать ту фотографию, которая развивается и соответствует мировым тенденциям, показать молодых интересных авторов, мне кажется что-то должно измениться и, наконец, продолжиться, а то мы все только начинаем.
В связи с этим хочется задать следующий вопрос: Какая фотография сейчас актуальна, что сейчас продается? И что делает фотографию современной и актуальной?
У меня очень сильно зацепил феномен Мирослава Тихого. Что сделало его таким актуальным и известным?

Мирослав Тихий
А.С.: Как говорят многие фотографы: чтобы твоя фотография стала известной, тебя должны или убить, или задержать FBI, или ты должен попасть в психушку.
М.С.: В первом и, к сожалению, последнем номере российского журнала «Photo.Art» была большая статья о ценообразовании в фотографии, где было много странных для меня вещей. Как оказалось, на цену фотографии влияет множество факторов, слабо связанных с самой фотографией: известность фотографа, время съемки, количество отпечатков, их уникальность. Всё это сухие факты, интересные только коллекционерам и людям арт-бизнеса, но именно они в значительной степени формируют цены.
Т.С.: То есть актуальность – это чисто маркетинговый ход? И в самой фотографии не обязательно должно быть содержание и идея?
А.С.: Прежде чем быть оцененной с точки зрения технических и количественных фактов, фотография должна придти на этот аукцион, ее должны захотеть покупать.
Я придерживаюсь мнения, что современное искусство – это очень жесткая система. В этой структуре международных, исторических и внутренних отношений важно ориентироваться и чувствовать себя уверенно. На примере Мирослава Тихого можно проследить работу современного искусства в целом. Этот тот случай, когда автора нашел известный куратор и его работы стали выставляться в самых лучших галереях мира. Тихому на тот момент было 72 года и собственное «открытие» его особо не волновало, но зрители и кураторы до сих пор не устают им восхищаться. Понимание «актуального» формируется при тесном взаимодействии кураторов, галерей, музеев, авторов и зрителей. Мы можем говорить, нравится нам фотографии или нет, но должны учитывать и другие факторы, влияющие на популярность.
Важен еще и грамотный менеджмент, конечно, создание бренда. Чокнутый дядечка в странном пальто сам мастерит камеры из подручных вещей, живет как отшельник и у него совсем не простая судьба – это отличная история, которую можно выгодно продавать.
Если обратиться к белорусской фотографии, то сегодня, например, мы говорим, что лиричность белорусских фотографов нам уже не интересна, наверное, потому, что мы как зрители уже хотим других впечатлений.
Т.С.: На Фотобиеннале была выставка и другого человека, который, как и Тихий, снимает самодельными камерами. Роман Михайлюк представил серию «Гуцулия» о маленьком кочевом народе гуцулах, живущих в горах Украины. Его история, где есть и самодельные камеры, которые он множество раз ронял в ущелья и собирал заново, и жизнь рядом с кочевым племенем, где занимаются магией, да и сами фотографии показались намного интереснее и чувственнее, чем вуаеристические картинки Тихого. Но он работает в другом контексте, в другой стране. И вот тут такая штука, в программу Фотобиеннале он включен не потому что его имя – это бренд, а потому что его фотографии достойны того, чтобы быть показаны в рамках такого события. Понятно, что Тихий и Михайлюк - разные «весовые категории», но этот пример меня вдохновляет и показывает, что кроме менеджмента и бренда, содержание самой фотографии все еще важно.

Роман Михайлюк. Из серии «Гуцулия»
А.С.: Интересно отметить еще и то, что нас больше всего зацепили фотографии и выставки, которые не являлись хедлайнерами Фотобиеннале. Таня говорит о выставке Михайлюка, мне же больше всего понравились: проект «Идеальная фотография» Полины Канис и проект австрийской группа G.R.A.M. Конечно, личные впечатления не всегда коррелируют с «объективным» взглядом рынка.
Т.С.: Мне кажется, что в разговоре о механизме формирования брендов важно еще отметить один пункт – это отношение куратора к автору, к его фотографиям, к его индивидуальности, вера в него.
Как можно помочь нашей фотографии? Для начала, полюбить наших фотографов, их творчество, решить для себя – этот фотограф мне нравится, и я хочу его творчество показать другим.
А.С.: И не стесняться этого!
Т.С.: Показывать и рассказывать, почему тебе это нравится, почему именно этого автора ты считаешь интересным и важным. Наверное, это был бы неплохой ход в виду отсутствия рынка, и для понимания происходящего в белорусской фотографии сегодня.
М.С.: Боюсь, что спасение утопающих - дело самих утопающих. Сейчас у каждого есть доступ в сеть, и я не знаю, что еще нужно. Если фотограф не проделал огромную самостоятельную работу с помощью интернета, книжек и журналов, сам не захотел расти и продвигать свое творчество, то ему мало кто может помочь. Единственное, чего может не хватать в нашем стабильном болотистом крае, так это энергии и стимула двигаться вперед.
А.С.: Этот разговор возникает периодически, и здесь есть много нюансов. Прежде всего, должен быть внутренний запал, люди не должны ждать, когда к ним постучится куратор. У нас сложилась ситуация всеобщего игнорирования - все знают что кто-то еще существует в этом поле, но не обращают на это внимания. Пусть бы были публичные конфликты, споры, тогда бы рождалось что-то новое, конструктивное.
Я к чему веду. Мы не можем поменять все сразу, поэтому нужно выстраивать линию постепенных действий, отдельных событий. Когда нет конкуренции, необходимо делать какие-то очень конкретные вещи. Причем мы сейчас говорим о минской фотографии. Я совершенно не представляю, что делается в регионах, могу назвать несколько фамилий – Александр Веледимович, Александр Саенко. А мне действительно интересно узнать своих ровесников, узнать, что они создают, о чем говорит их фотография, о каких проблемах они думают, что их волнует и чем они живут.
Т.С.: Я думаю на этой вдохновительной ноте можно закончить нашу беседу, чтобы не пойти по второму кругу только обсуждений. Фотобиеннале, безусловно, очень важное мероприятие не только для Москвы, но и для всего мирового фотосообщества, и для белорусов в частности. Это подтверждает и интерес к его обсуждению с вашей стороны и недавняя встреча, состоявшаяся в Центре фотографии, где Алексей Шинкаренко и его коллеги делились впечатлениями об увиденном и обсуждали мировые тенденции фотографии. Важно, я повторю Аню, не останавливаться только на разговорах, а воплощать идеи в жизнь.
Краткий обзор фотографий всех выставок Фотобиеннале 2012 на сайте Мультимедиа-арт музея  >>>
Подготовила: Таня Стрига
Фото: mamm-mdf.ru, worcesterart.org, aroundart.ru
Источник: znyata.com
обсудить на форуме zнята