Рафал Милах вклеивает первые фотографии в блокнот после съемки.Я не знаю, когда и как Рафал Милах увлекся нашими ЖЭСовскими «граффити», но ровные цветные поверхности на стенах домов стало рамкой для проекта о победителях. Словно красная дорожка – красная краска на стене, внутри которой располагается скрап-бук с фотографиями. С одной стороны – граффити в сочетании с портретами наводят на мысль, итак уже набившую оскомину, о поиске иностранцами тут специфической белорусско-советской экзотики. Но возможно это только наше личное, внутреннее восприятие?
С Адамом Панчуком мы познакомились за одним из завтраков, когда фотографы снимали в Беларуси. Узнав о теме, над которой работает Адам, я была приятно удивлена. Не думала, что социально направленный проект о Беларуси, начинающийся с военной темы, можно продолжить «модным приговором». В логическом восприятии всей книги целиком играет большую роль дизайн, верстка и последовательность тем, выбранных каждым из фотографов. Адам не изменил себе. В книге об Исландии, где он снимал портреты «невидимых» людей, был избран такой же формат и фотографий, и верстки. Чтобы их посмотреть читателю придется произвести некоторые манипуляции с самой книгой – перевернуть ее. И тут же книга в твердой обложке превращается в семейный альбом с горизонтальными фотографиями. Пролистывая этот проект, я все острее осознаю, что он о моих ровесниках. Не о детях, не о пенсионерах, а молодых людях из разных городов, с разными представлениями о моде и стиле.
Агнешка Райс в проекте «Вспоминаю жизнь и плачу» продолжает тему Второй мировой и Великой Отечественной войн, и заводит разговор об искалеченных судьбах, о тех, чьи воспоминания и трагедия не угаснут никогда. Она говорит о женщинах-ветеранах, , участвовавших в военных действиях и в партизанском движении.
Каждый год 9 мая мои бабушка и дедушка, которого уже нет, вспоминали и вспоминают те четыре года своей жизни. Вспоминают и плачут, а я ничего не могу поделать с их слезами. И никто не может. И вот я листаю страницы книги, смотрю в потухающие глаза и морщинистые лица, и вижу в них своих родных, читаю истории жизни, всего две или три строчки, и вспоминаю дедушку за праздничным столом, плачущего о своих однополчанах. … как продолжить книгу дальше и пересилить себя перевернуть страницу… Когда воспоминания немного утихают и комок отступает от горла, можно двигаться дальше. И дальше тоже история о нас. О моих уехавших и желающих уехать друзьях. Как-то моя подруга много лет назад сказала, что почти каждый белорус мечтает уехать или хотя бы съездить в Америку, и что она не поверит тому, кто скажет, что не хочет. Она уехала, и знала, что не вернется. Сегодня, спустя семь или восемь лет, в Минске у нее, наверное, осталось пустующее любимое место и воспоминания, а там в Америке – целая жизнь. Манца Юван поехала в Нью-Йорк чтобы узнать о том, что осталось на родине у иммигрировавших белорусов, и что сейчас есть у них же в Америке. Паззл из предметов, мест, воспоминаний и портретов, увлекательная игра из того, что может окружать человека и вести его по жизни – цели, мечты, ностальгия, любимые вещи. И цели в этой мозаике и все, что связано сейчас с настоящей жизнью в уже родной стране – несравнимо больше, чем то, что осталось позади. И даже больше, чем сами люди и их портреты.Из далекой Америки возвращаемся в Беларусь и к стереотипам. Чем для нас является Беловежская пуща? Символом богатства леса и охраны природы, символом здорового отдыха и удачных капиталовложений. Но чем на самом деле является Пуща для тех, кто живет с ней каждый день и час? Ян Брыгчиньски предложил посмотреть на наше достояние как на социальное явление. Он снимает интерьеры гостиниц и домов местных жителей, их желание внести «достояние республики» в свою личную жизнь и частное пространство. Не секрет, что сегодня Беловежская пуща – один из популярных белорусских мест отдыха, но выживет ли заповедник, в котором проложены тысячи туристических заасфальтированных тропинок? Ян отвечает на этот вопрос – нет. И что останется после, чем будет Пуща, превратись она в легенду? Последний проект Юстины Мельникевич о «Городе женщин». Он снова соотносит Беларусь и остальной мир. На этот раз речь идет о женщинах, которые с помощью брачного агентства ищут заграничного мужа. То ли потому что отчаялись найти тут достойного мужчину, то ли от того, что хотят сбежать. Юстина погружает зрителя в специфический мир женских ожиданий и сомнений, и важной частью истории являются не только истории и анкеты девушек, но и детали их частной жизни, которые фотограф выводит на первый план. Снятые словно исподтишка любительской камерой, они говорят гораздо больше, чем портрет хозяйки. Маленькая фотография - дежурный снимок для агентства, где нужно выглядеть красиво. Но вот ткань с сердечками, нога в туфле на каблуке, чей-то детский побитый локоть, спина в платье с глубоким декольте, послание в открытке - все это настолько личное, и каждому знакомое…Завершает книгу текст Виктора Мартиновича. Помещенный в самом конце он не навязывает свое мнение, не определяет способ видения и восприятия книги, но логично дополняет и объясняет все то, что зритель уже увидел, почувствовал, вспомнил и пытался сделать своим.Когда я в очередной раз просматривала книгу, а затем перечитывала свой текст, обратила внимание, что тут слишком много меня – моих ожиданий, воспоминаний, чувств. Но потом вспомнила, как на презентации библиотеки Центра фотографии Временный Поверенный по делам США в Беларуси Майкл Скенлан рассказывал про американскую фотографию в журнале National Geographic. Он увидел фото Великого Каньона, где даже не был ни разу, но от мощи изображения, воспитанный на фотографиях этого журнала, он ощутил, что это Америка, и это он. Все присутствующие тут же задумались над тем, какая же фотография из Беларуси могла бы быть символом, таким символом, чтобы каждый, кто на нее посмотрит, или хотя бы он сам, ощутил похожее чувства: «Это Беларусь, и это – я». Книга «За Беларусь» стала для меня таким символом. Здесь невозможно обозначить какую-либо одну карточку, надо воспринимать все вместе. И я понимаю это каждый раз все отчетливей: все это Беларусь, и почти все это - я. Текст: Таня Стрига
Фото: Sputnik Photos, Анна Михальковаобсудить на форуме zнята