- Антонио, как состоялось Ваше знакомство с фотографией?
- Как бывает в жизни - все случайно. Отец когда-то купил фотоаппарат. И мои первые шаги в фотографии начались с этой самой коробочки. Снимал то, что происходило дома, друзей. Со временем увлечение переросло в хобби. Хотя долгое время оставалось в технических рамках - меня интересовало устройство фотоаппаратов, как они работают. К фотографии как к профессии шел постепенно. Если бы не мама, я бы стал профессиональным футболистом. Спорт и фотография всегда шли в моей жизни параллельно - я просто снимал то, чем занимаюсь. Моя футбольная карьера закончилась на стадии приглашения в итальянскую юношескую сборную по футболу. Но мама настояла, чтобы я получил образование. В институте я увлекся прыжками в воду, за ним - пришла страсть к подводному плаванью. А увидев всю красоту подводного мира - естественно, захотелось его запечатлеть. Так, параллельно со спортивной тематикой, у меня появились фотографии, сделанные под водой. Начинать приходилось в самой обычной ванной, придумывая и изобретая свои техники съемки. Специальной же техники тогда не было. Сегодня это все смешно звучит, но тогда я прошел хорошую школу!- Фотографическое образование Вы получили в Милане. Как строилось обучение? На чем был сделано больший акцент - на техниках съемки или на фотографии как искусстве?- Как в любом обучении - все начиналось с истории. Второй этап - это все технические аспекты. Старые фотоаппараты, новые технологии - развитие технических навыков. После - следующий этап, когда изучаются различные жанры фотографии. Снимали и в студии, и репортажи, и натюрморты, и портреты. После этого этапа можно было уже выбрать специализацию. Само собой, я выбрал спортивную фотографию. У меня уже созрело желание развиваться именно как фотокорреспондент. Спортивная фотография мне ближе всего по смыслу, по образу мышления. В этой фотографии много энергии, динамики. Ты должен показать результат при любых обстоятельствах - дождь, снег, ветер. Можно проявить себя как фотограф во всех ситуациях. Здесь для меня как для фотографа присутствует такой фактор - ты управляешь массой условий, в которых снимаешь. Рассмотрим пример. Приходишь на стадион. У тебя есть точка съемки, условия съемки - только такие, какие есть и других нет и не будет. И ты обязан продемонстрировать, как и на каком уровне ты можешь работать в подобных условиях. Спортивная фотография очень эмоциональна. Представьте - через все поле летит мяч со скоростью 140 километров в час, а ты можешь словить его в кадре нажатием одной кнопки. Это было очень сильное впечатление! - А подводная фотография так и осталась хобби или тоже вышла на профессиональный уровень?- Скорее превратилась в профессиональное хобби. Я принимал участие в чемпионатах Италии и Европы и 90-х годах завоевал немало медалей и наград. Эти победы давались нелегко и, увы, сегодня я не могу показать части своих «золотых» кадров. - Почему?- Соревнования по подводной фотографии проходили по очень жесткому регламенту. Тогда все снимали на пленку и едва выйдя из воды, ты должен был отдать жюри пленку, даже не имея возможности проявить и посмотреть, что у тебя получилось. Тем не менее, даже по тому портфолио, которое мне удалось собрать, меня заметили в CONI (Comitato Olimpico Nazionale Italiano) и пригласили сотрудничать. В 1995 году я получил звание инструктора по подводному плаванью и подводной фотографии. Мы в то время жили на Сардинии, где открылась очень сильная в то время школа дайвинга и подводной фотографии. К нам приезжали со всех уголков Западной и Восточной Европы! Сейчас интерес несколько упал по экономическим причинам - подводная фотография достаточно дорогое удовольствие.В 2000 году мы переехали в Тоскану. А здесь уже не только холмы, оливки и кьянти. Это еще и мода. Не говоря уже о природе… Здесь я начал постепенно заниматься fashion-фотографией. Сотрудничал с глянцевыми изданиями, специализирующимися на свадебной моде. Постепенно начал снимать и коллекции свадебной моды. Это уже совершенно другой мир и другая фотография. Я принял решение остаться в сфере именно фотожурналистики.- На сегодняшний день Вы сотрудничаете со многими фотоагентствами - La Presse, ANSA, Omega, IPP. Попасть в пул фотографов серьезного агентства задача не из простых. Как начиналось Ваше сотрудничество?- Чтобы иметь возможность работать фотожурналистом, я закончил Школу журналистики во Флоренции. Каждый фотожурналист должен иметь Carta di Treviso. Без нее ты можешь снимать как дьявол, но только для себя. Когда мы закончили обучение, у меня появилась аккредитация на спортивные мероприятия. А дальше - все просто. Я много снимал, в процессе сидишь за ноутбуком, вокруг ходят люди. И в какой-то момент кто-то просит показать вот эту фотографию, потом - вот ту. Чтобы попасть в агентство в Италии - не обязательно быть талантливым. Но я пришел сюда через труд. Много работал, ездил, снимал. Постепенно начали просить фотографию на публикацию. Сначала одну, потом вторую… А стоит войти в мир фотожурналистики, знакомишься людьми, которые рекомендуют, куда попробовать еще отправить фотографии. В итоге - на тебя обращают внимание самые разные люди, агентства. Фактически, я начал сам. И начал сам посылать фотографии, когда понял, что я могу. На мои запросы начали отвечать и дали возможность публиковаться. В самом начале это вызвало большой резонанс, т.к. я начал обходить достаточно серьезных людей.- Расскажите подробнее об учебе в Школе журналистики.- При поступлении мы сдавали экзамены, сам процесс обучения был очень насыщенным. Большое внимание было уделено профессиональной этике. Я для себя понял, что только с годами приходишь к осознанию, что фотожурналист - это очень серьезная профессия, которая требует массы знаний, понимания, умений. Что и как может снимать фотограф, как снимать детей, главу государства, авиакатастрофу - масса нюансов! Нам объясняли, что практически для каждого события есть свои правила и инструкции.- Эти нюансы лежат в поле этики или все-таки ближе к юридическим процедурам?- В обоих. Получая Carta di Treviso фотожурналист обязуется следовать Кодексу, в котором подробно расписаны все детали работы, в т.ч. и поведенческие. И, кстати, не так давно Ассоциация журналистов призвала всех фотографов и журналистов перечитать и внимательно отнестись к Кодексу, если не хотят лишиться права на работу и удостоверения фотожурналиста.- Если у фотографа нет Carta di Treviso, удостоверения, какие будут ограничения? Может ли он, к примеру, без этого документа снимать мероприятия и отправлять снимки в новостные и информационные агентства? Что еще является обязательным для фотожурналиста в Италии?- Если мероприятия носит неофициальный характер - пожалуйста, если официальный - нет. Сегодня в Италии с этим стало очень строго. Если ты просто опоздал, то какой бы агентство тебя не отправило на съемку, - организаторы вправе не пустить и аннулировать аккредитацию. В Италии я обязан регулярно платить налог, быть в ладах с законом и регулярно публиковать свои снимки в СМИ для подтверждения статуса действующего фотожурналиста. В спортивной фотографии можно получить годовую аккредитацию на съемку соревнований, в которых принимает участие какой-либо Клуб. Обязательное условие - страховка. Если ты вдруг оказался с фотоаппаратом не в том месте, об тебя споткнулся футболист и упал - никого не волнует, ушибся ли ты, разбилась ли твоя техника. Главное - это игрок.Как видите, работа фотожурналиста в Италии, как и по Европе в целом, достаточно регламентирована. Здесь, в Беларуси, действуют другие правила. И пока они для меня сложные. Я хотел поснимать спортивный матч, но так и не нашел, к кому именно обратиться за аккредитацией… - Помимо Carta di Treviso, у Вас есть удостоверение Международной ассоциации спортивной прессы (Association Internationale De La Presse Sportive). Что это за организация и что дает этот документ?- Это высшая лига фотожурналистики. С этим документом я имею право снимать в любой точке мира мероприятия любого уровня. Когда происходят события из разряда крушения Всемирного торгового центра, уровень опасности повышается до максимума и практически все пассажиры проходят полный контроль. Фотограф с удостоверением A.I.P.S. пройдет только визуальный осмотр, а его технику не тронут, т.к. знают, что ты - фоторепортер определенного уровня. Как видите, мои удостоверения дают мне массу преференций и возможностей. Но при этом я несу колоссальную ответственность за результат.- Каков статус фотожурналиста в Италии сегодня, когда СМИ переживают существенные трансформации, конкурируют с интернетом и новыми технологиями?- Вопрос хороший и в то же время мы подошли к достаточно болезненной теме. Многие уходят из профессии. Италия из страны с хорошим уровнем жизни превратилась в достаточно бедный регион с нестабильной экономикой. Раньше, благодаря удостоверению, у фотожурналиста было большое количестве преференций - билеты, расположение в гостинице. Сегодня практически все льготы урезаны, остались только социальные гарантии. Фотограф должен делать все сам - находить удобные рейсы, гостиницы возле стадионов, договариваться с организаторами соревнований о различных деталях и так далее. Престиж профессии ощутимо снизился.- И, тем не менее, конкуренция среди фотокорреспондентов в Италии велика…- Колоссальна! На крупных событиях, мероприятиях, не только спортивных, работает от 100 и больше фотографов. Это и итальянские, и зарубежные - AFP, France Press и т.д. И в последнее время стали ограничивать количество аккредитованных фотографов.