«Как дела?» с Юрием Ивановым: «Мода на уникальность человека»

«Как дела?» с Юрием Ивановым: «Мода на уникальность человека»

Юрий Иванов - арт-критик, автор и ведущий программы «Двое в городе» (Радио «Культура»).

- Как Ваши дела?
- Утро было замечательное!
- Как началась Ваша карьера радио-ведущего?
- Почти 10 лет назад, когда радиоканал «Культура» только появился, меня пригласили принять участие в одной из передач, потом позвали еще несколько раз, и в итоге предложили придумать свой авторский проект. Я по натуре человек любопытный, да и нулевые начались как-то скучно и я решился. Это была утренняя программа, почти час прямого эфира в формате диалога, называлась «Второй завтрак». С 2006 года программа получила название «Двое в городе». Пришлось многому учиться.
- Какие задачи Вы ставите перед собой и своим собеседником во время разговора?
- По большому счету, эта попытка взглянуть на происходящие события и явления глазами моих собеседников. Случайно встречаясь на улице или где-нибудь за чашкой кофе мы до хрипоты спорим о наболевшем, о том, что просится наружу. Так устроен человек. Он нуждается в общении, которое в последнее время все чаще становится большой редкостью, даже в профессиональной среде. И всегда возникает сожаление, что порой интересные рассуждения моих визави оставались где-то на обочине…Таким образом, «Двое в городе» - это возможность сфокусировать некие проблемы и озвучить их в публичном пространстве.
Кроме того, в условиях отсутствия художественной критики в начале нулевых мы анализировали более специфические профессиональные проблемы, т.к. о достижениях в области искусства и образования говорилось более чем достаточно.
- Кто за 9 лет существования программы уже побывал в студии?

- Это очень разные люди. Реально действующие лица из драмы «Нулевые», т.е. из первого десятилетия – нового, пока непонятного, очень противоречивого времени. Главное что их объединяет – это присутствие на территории гуманитарных интересов: философии, психологии, литературы, визуальных искусств и т.д. Везде, где происходит стремление познать себя, другого, окружающий мир, используя современный язык культуры. Но мне интересно и нечто другое. Мне повезло, что я встретил, например замечательных мастеров старой закалки, вроде кровельщика, который реставрировал уникальные культовые объекты в Беларуси. Всегда интересно ближе узнать людей, сотворивших себя часто вопреки всем жизненным обстоятельствам. Показать их штучность, особенности мировоззрения, моральные ценности, сформировавшиеся в кругу семьи, в процессе образования, все то, без чего личность просто бы не состоялась и от чего невозможно отказаться ни при каких условиях. Важно, на мой взгляд, напомнить, что фигура творческого интеллигента, человека умственного труда в советское время была принижена, подверглась снисходительному похлопыванию по плечу.
- А кто слушает Вашу программу?
- Можно попробовать представить себе слушателей радио «Культура». Я думаю - это более зрелая в своем жизненном и эстетическом опыте публика, которую не устраивает стандартное меню в виде культурного досуга. Они ищут ответы на свои вопросы в серьезном чтении, следят за последними событиями в мире кино, театра, музыки. Кто-то по прежней минской привычке называет площадь Победы – Круглой. Они болезненно воспринимают бесцеремонное вторжение в их любимые городские ландшафты, а уничтожение вековых деревьев воспринимают как личную потерю. Я просто горжусь теми слушателями, которые задают очень точные и часто неудобные вопросы, волнующие многих из нас. Например, почему из нашего телепространства исчез российских канал «Культура», который являлся эффективным средством информации о событиях мировой культуры? Какими вырастут наши дети после исчезновения из школьной программы предмета «Мировая художественная культура»? Когда в Минске появятся новые современные музеи, выставочные залы, центры современного искусства и т.д.?
- Понимают ли Ваши слушатели современное искусство?

- Я могу согласиться с теми, кто утверждает, что современное искусство труднодоступно для понимания большинства зрителей. Но на это есть свои причины, ведь современное искусство не представлено в музейных коллекциях, не используется в художественном образовании. Только последние несколько лет, после официального участия в 54-й Венецианской биеннале , актуальное искусство получило свою легитимность. Но с другой стороны, непонимание и невостребованность существует не только по отношению к современному искусству. Понятно ли обычному зрителю первобытная архаика, аутентичный фольклор, подлинный детский рисунок, искусство аутсайдеров? Там, где требуется напряженная встречная работа души зрителя-соавтора. Где необходим другой, непривычный эстетический опыт и потребность осмысления нового. Кстати, утверждение о доступности понимания классического искусства также сомнительно. Часто внешне понятный сюжет картины просто создает иллюзию понимания, но для глубокого восприятия все же необходим хороший вкус, знание эпохи, биографии художника, особенности его художественного языка и многое другое.
В свою очередь актуальное искусство вынуждает испытывать культурный шок, так необходимый для разбалованного ежедневной визуальной кормежкой потребителя. Возможно, это вызовет некий «комплекс неполноценности» восприятия и наш зритель вынужден будет или хлопнуть дверью или включить мозги и чувства и остаться, чтобы попытаться понять. Как представителю дигитальной цивилизации, потребителю современного дизайна и мультимедийных средств ему это должно быть по силам.
Жаль, но надо признать, что современная визуальная культура второй половины 20 века прошла мимо нас. Прошла мимо искусствознания, гуманитарных наук, не попала в систему эстетического воспитания, зато стала объектом нападок идеологизированной художественной критики на долгие годы, породив недоверие и враждебность у постсоветского потребителя культуры. Это во многом объясняет невостребованность и непонимание современного искусства. Широко представленные за рубежом в книжных магазинах альбомы и тексты по искусству XX и XXI вв. (архитектура, фотография, театр…), увы, мы не найдем в нашем городе.
- Я знаю, Вы много беседуете со своими гостями о Минске…
- Бережное отношение к архитектурному наследию родного города крайне важно. Но еще более важным является полнота повседневной жизни, осознание реального присутствия в судьбе города. Взгляните на фотографии старого Минска. Вы почувствуете это пространство улиц, заполненное чем-то незримым, тем, что отражается в витринах магазинов, в позах случайных прохожих, скрывается в тенях домов. Эта метафизическая, почти осязаемая энергия наполнена волей и приватной жизнью многих поколений. Там жил «гений места» так называли древние Нечто, что осуществляет магическую связь человека с местом его обитания. Как сегодня призвать капризного гения, чтобы город наполнился не только товарами народного потребления, но обрел новые смыслы и образы.
- Что необходимо Минску, чтобы стать полноценным городом?
- Минск за сравнительно короткий исторический период вобрал в себя почти пятую часть населения страны. Город, начиная с 60-х гг. XX в., наращивал свою массу, прирастая микрорайонами, которые были призваны обеспечить население жильем, предприятиями торговли, детскими учреждениями и т.д. Никто не обеспокоился проблемой адаптации большой массы новоявленных минчан, многие поколения которых жили в условиях традиционного сельского уклада, к новой городской культуре. На первом месте, как всегда, были производственно-хозяйственные задачи и громадье пятилетних планов. Поэтому стихийно возникла народная форма культуриндустрии: двор–беседка–домино– «чернило», а также ностальгические посиделки на лавке у подъезда, и конечно, всех объединяющий телевизор с сериалами и программой «Время». Таким образом, возможности, которые мог бы предоставить город с его культурно-творческим потенциалом, не были востребованы для преобразования социума.
- Возможно в такой ситуации культурное, гуманитарное образование становится личной задачей, работой частных инициатив?
- Да, но есть основные положения, которые нельзя отменять: нельзя убирать из школы эстетическое воспитание ребенка, историю культуры, тем более, существуют законы, регламентирующие это. Один из них - Конвенция о правах ребенка, подписанная в том числе и нашим государством. Там сказано, что каждое государство должно обеспечить доступ ребенка к отечественной и мировой художественной культуре.
Конечно, если у государства не хватает средств на осуществление всех задач, поскольку увеличиваются другие потребности, значит, оно должно вовлекать деловое сообщество, частный бизнес. Культурой во многих странах занимается не только государство, но частный и общественный сектора - создаются благотворительные фонды, попечительские советы и другие институции. Государство должно дать понять предпринимателям, что их будущее как деловых людей и будущее государства зависит от того, вырастим ли мы сегодня культурного человека, способного соответствовать новому времени. Для этих целей может использоваться льготное налогообложение и другие преференции для частного бизнеса. На таких принципах построена вся инфраструктура культуры большинства стран.
- Что может изменить ситуацию?
- Прежде всего, необходимо осознание существующих проблем и нашего положения. Порой человеку, чтобы вылечится достаточно понять, что с ним происходит, а не обманывать себя долгие годы. Мне кажется, что сейчас на территории современного искусства идет процесс поиска нового социального пространства, новой этики, люди снова говорят о идеалах, о доверии... Форм культурного сотрудничества много, их придумают сами горожане, когда почувствуют свой интерес, если угодно, свою нематериальную выгоду. Формирование полноценной культурной среды – это работа СМИ, это посильный вклад каждого в некий перманентный проект мой город. Это не разовая компания. Незаменима роль средней школы в этой работе, ведь никто не освобождал ее от госзаказа на воспитание образованного гражданина, а не только абитуриента. Можно не ждать пока плоды очередной продвинутой цивилизации снова предоставят нам стильный дизайнерский мир: автомобили, гаджеты и т.д. Может стоит отечественному бизнесу начать вкладывать деньги не только в реальное производство, но и в будущие идеи. Например, создание экспериментальной креативной зоны на пустующих лофтовых территориях по ул.Октябрьской. Пусть это будет креативный полигон для людей бизнеса, искусства, дизайна, рекламы. Можно напомнить исторический факт, когда в заброшенном районе Сохо в Нью-Йорке стали селиться художники, создаваться дизайн-студии, рекламные бюро, кто-то проектировал авангардную моду, изобретал новые формы ресторанного сервиса. Появление новых идей стимулировало появление новых денег, что помогало обществу выходить из экономического кризиса. Важны подобные инициативы, которые помогли бы человеку начинать думать и действовать по-новому.
Спасибо, Юрий, за содержательный разговор. Будем надеяться, что необходимость в современной культуре будет расти благодаря Вашим стараниям.
Беседовала: Таня Стрига

обсудить на форуме zнята