(Эти уровни очень условны, разумеется). Первый – «Я высказался, выразил себя», второй – «Меня поняли», третий – «Я смог повлиять на чувства других». Последний – это уже профессиональный уровень, сочетающий природный талант и хорошую школу. На начальном этапе приобщения к творчеству вполне возможно и достаточно выразить себя. Субъективное чувство удовлетворенности или неудовлетворенности подскажет, получилось это или нет. Но тут начинается самое интересное - надо быть готовым к тому, что тебя не поймут. Мало того, что мы зачастую говорим на разных языках. Мы еще и не умеем и не готовы проделывать душевную и духовную работу, чтобы понять другого человека. Это все вопросы эмоционального интеллекта. На семинаре мы его тренируем: смотрим фотографии, учимся описывать работы на языке чувств. Как человек, сломавший ноги, заново учится ходить, так же мы учимся со взрослыми людьми описывать увиденное на языке чувств, а не рассудка.
- А почему этого не хватает людям?-Такого навыка нет в культуре, воспитании. Отсутствует внимание к чувствам друг друга. Можно даже проделать эксперимент, спросив у человека: «Что ты чувствуешь по такому-то поводу?» (будь то кино, выставка, кофе, что угодно). Вероятнее всего, ваш собеседник начнет рассказывать, что он об этом думает. Он не знает, что он чувствует, и не может выразить свои чувства. - А когда этап высказывания пройден, человеку становится проще понять окружающих? - Понять другого человека совсем непросто. Мы учимся понимать друг друга всю жизнь. Не знаю, что за семинар нужно провести, чтобы научить этому за один раз. На своих занятиях я скорее учу тому, как сделать высказывание более убедительным. В любом случае, произойдет расслоение смыслов: на то, что хотел сказать художник, что сказал, и то, как это поняли. А свою преподавательскую нишу я вижу в сфере творческого и эмоционального развития. Иногда я ловлю себя на том, что на семинарах испытываю гораздо большее удовлетворение от работы с любителями, нежели в свое время от работы с будущими профессионалами, часто недостаточно мотивированными. Но по сути, научить человека ничему нельзя. Все необходимое уже в нем содержится. Поэтому мои усилия направлены в основном на то, чтобы вытащить на поверхность это знание, качественно и с пользой прожить время, подаренное нам для нашей встречи. Когда я вижу, как люди постепенно открывают свои забытые возможности, как будто возвращают себе самих себя, я бесконечно счастлива. - Надя, спасибо за беседу!Фото: Сергей МихаленкоСеминары Надежды Короткиной в декабре 2012 года >>>