Женя: Был напряженный день, много работали. Юля: Сейчас готовимся к курсам, которые будем вести в Студии 67, экспериментируем со знакомыми и моделями. В итоге у нас будет пять различных образов – и каждый из них мы сейчас отшлифовываем. - Как к вам пришла идея преподавать? Юля: Нам предложили провести курс студийной фотографии - а нам стало интересно побыть в новой роли. Это какой-то новый виток в жизни, когда раскрываешь себя еще больше. Плюс, преподавание – это возможность посмотреть на себя со стороны. - Какими еще проектами занимаетесь сейчас?Женя: Мы сделали новый сайт свадебной фотографии. Это онлайн-галерея Pion Studio, где будут представлены работы только свадебные или в стиле Love Story. В общем, все будет ванильное и вкусное! - Вы недавно поучаствовали в создании проекта Suchart и делали обложку для диска. Расскажите, как работали над идеей, как возник образ Свободы - такой, каким он в итоге получился? Юля: Сергей Шабохин предложил сделать нечто в стиле плаката и французской революции - а дальше мы сами развивали идею.
Фото: © Канаплев-Лейдик,«Свобода»
Женя: Еще накануне съемок у нас было интервью с журналом 34mag.net. Им было интересно, как мы работаем, и когда нам предложили поработать над плакатом, мы пригласили ребят на съемки. Все было по-настоящему! Часть людей на плакате тоже была из их команды. - Осенью вы также участвовали в проекте «Кнігасучаснай беларускайфатаграфіі» и со своими сериями - «Возраст» и «Фата-Моргана» - выступали по отдельности…
Женя: Эти серии выбрали уже сами немецкие кураторы. Мы все делаем вместе, и для того проекта хотели подавать заявку как дуэт. Но организаторы принимали серии только от одного человека, а не тандема. Проекты пришлось поделить пополам. Мы отправили по три проекта от каждого под двойной фамилией. Так сложилось, что выбрали нас двоих!
Фото: © Канаплев-Лейдик, из серии «Фата-Моргана»
Фото: © Канаплев-Лейдик, из серии «Возраст»
- Будучи в числе белорусских фотографов, вы тем не менее очень выделяетесь среди них. Сами вы ощущаете какие-то связи с белорусской фотографией?
Женя: Я думаю, то, что мы делаем – это нечто другое. Мы - белорусские фотографы только потому, что на данный момент здесь живем и каким-то образом привязаны к этому месту. Юля: Даже нельзя сказать, что белорусская фотография нас вдохновила на создание чего-то. Правда, нам нравится некоторые авторы - Андрей Ленкевич, Максим Шумилин, Михаил Лещенко...Женя: Я думаю, что сейчас такое время, когда идет трансформация идей, не на региональном уровне, а на космополитичном. Люди ищут вдохновение не в узком кругу, и даже не в той стране, где живут, а в идеях, которые витают где-то выше. Мне кажется, что о белорусской фотографии лучше скажет тот, кто не живет здесь. И это будет совершенно иной взгляд. Например, те же немецкие кураторы сделали срез о том, что происходит в белорусской фотографии: какие у нас существуют авторы и тенденции. И получился белорусский салат! Насколько он вкусный – это уже другой вопрос… - Ваши проекты также часто называют эпатажными. А что эпатаж для вас? В фотографии, искусстве?
Юля: Для меня – излишняя открытость, оголенность. Когда ты показываешь человека таким, как он выглядит дома, не на людях, в этом нет эпатажа. Наша «фишка» - естественность в человеке, в фотографии. И даже когда мы создаем коммерческие проекты, то от естественности не уходим, ищем истины.Женя: Нам самим интересно, что такое эпатаж… это нам не свойственно. Когда-то наши работы еще называли трэшем – я полностью не соглашусь с этим словом. Наша фотография чистая, светлая… глядя на нее, можно улыбнуться. Она открытая – а такая открытость немного пугает. Отсюда и возникают разговоры про эпатажность. А ведь со зрителем ведется диалог. И хочется что-то сказать, а не делать работы в стол. Хотя мы еще далеко не все показали, что хотелось бы. - Вы работали над портретами молодого человека, которые для нашего общества нетрадиционны - для кого-то это даже вызов. Что вы хотели сказать этим проектом?
Юля: Изначально это был не проект, а просто портреты друга, который мелькает перед глазами. Человека, который жаждет быть на фотографии, человека-карнавала. А потом мы поняли, что готова серия фотографий: есть история, есть необычный человек в ней. Он интересен сам по себе, как арт-объект.
Фото: © Канаплев-Лейдик, Deva-Petra 3D
Женя: Серия, по сути, не заканчивается. Хочется достичь такого возраста, когда что-то в нашем герое изменится, и фотографии превратятся в полноценный проект. Он должен продлится лет двадцать – чтобы у героя появилась седина, интересные морщины на лице… У нашего друга очень интересная жизнь: он круто меняет свою жизнь, не сидит на месте и самореализовывается. - А, к примеру, в проекте «Портрет на фоне» вы тоже отталкивались от реальных людей и их историй? Юля: Это был мой дипломный проект, над ним я работала около полугода. Причем сформулировать идею мне помогла переписка с куратором Московского фотобиеннале. Куратор посоветовала мне подумать над проектом для следующего года - тема звучала как «Мода и стиль в фотографии». Я поехала в деревню и начала снимать бабушкиных подруг. Из фотографий, которые я выслала куратору, она выбрала одну - портрет моей бабушки на фоне голубой двери - и посоветовала мне развить эту идею в проект.Я начала вспоминать, как моя мама вдохновлялась снимками любимой актрисы, смотрела передачи с ее участием, покупала журналы с ее фотографиями. Она чувствовала, что визуально чем-то похожа на эту актрису – прической, взглядом… Наверняка у каждой женщины существует идеал внешности, воплощенный в актрисе или модели. Причем, чем обычнее типаж женщины, которую снимаешь, тем интереснее: многие не догадываются, что у такой женщины есть сокровенные мечты, желание быть красивой. И во время съемки, когда женщина мне доверяла и понимала, что я вижу ее мечту, она в определенный момент раскрывалась. Многие из героинь были рады, что поучаствовали в проекте, они стали больше следить за собой, почувствовали себя нужными, замеченными. Как будто им сделал комплимент мужчина, мнение которого им немаловажно. Раз их сфотографировали на фоне их женщины-идеала, значит, они действительно красивы.
Фото: © Канаплев-Лейдик, из серии «Портрет на фоне»
Мы с Женей подумывали о том, что стоит продолжить проект. Женских типажей много, и выставку можно расширить до огромных масштабов. Тем более, сейчас нас двое – сил будто раз в десять больше. - У вас бывают споры во время съемки? Юля: Если и бывают, то споры только зарождают новые решения. Мы друг друга вдохновляем. Женя: Мы вообще редко спорим. На кухне можно спорить – а в работе нужно меньше сопротивляться друг другу. Главное – не останавливаться, а пробовать то, что предлагает другой. Когда просматриваешь готовые фотографии, можно увидеть то, истинное, что вначале не заметил. И понимаешь: хорошо, что попробовал и такой вариант. - Как справляетесь с творческим кризисом, отсутствием идей? Женя: Если нам ничего не хочется делать, то не делаем. Путешествуем. Ходим в кино. Юля: Просто переживаем это состояние – иногда надо в нем повариться. А вдохновить нас может даже человек, которого мы давно не видели, который «горит» и своей энергетикой нас заряжает …Женя: Вдохновить может перспектива в будущем: когда результат становится осязаемым, видимым. Тогда можно горы свернуть! - Что вдохновило вас за последнее время?
Юля: Фильм о фотографе Дэвиде Лашапеле. Вдохновляет музыка – джаз, классика. - Если сравнить ваши фотографии с музыкой, в каком стиле вы снимаете?Женя: Определенного стиля нет. Такое ощущение, что это плейлист, который можно переключать. Юля: Когда нас спрашивают: «Почему мы должны вас выбрать как фотографов?» Ответ в том, что мы многогранны. Мы можем работать и в классической стилистике, и в стиле кич… Женя: Придет время – и мы будем разбирать тему натюрмортов. Голландская живопись, кстати, нас тоже вдохновляет на творчество.Юля: В прошлом году мы начали работать над проектом, который продлится год-два. Он посвящен Минску – красоте города и людей, которые в нем живут. Но пока всех подробностей раскрывать не будем.Спасибо, Женя и Юля! Новых экспериментов!
Беседовала: Анна Роженцова
Обсудить на форуме zнята