Миг покоя живой природы – разгадка многих художественных композиций Йонаса Кальвялиса. Выставка «Дюны» стала собранием таких тихих мгновений. В песчаных пейзажах все замирает внутри кадра. Песок не ползет, не осыпается у нас на глазах. Он уже осыпался, может быть, только что в предыдущее мгновение, может быть, в следующее появится еще одна струйка, но если она и остановится, то наверняка ненадолго. Сам ветер, кажется, замер на нужную мастеру сотую или тысячную долю секунды.
А между тем стоит только присмотреться – и начинаешь понимать, какой же это тревожный, беспокойный покой! Масштабы часто смещены: то ли издали запечатлены последствия гигантской горной катастрофы, то ли – в упор и широкоугольным объективом – сняты птичьи следы и разрывы подсохшей песчаной коры. Деталь спорит с целым: листок подорожника в уголке кадра развенчивает холм, казавшийся цепью горных кряжей, две точки, расшифрованные как людские фигуры, демаскируют игрушечный, кукольный рельеф, – оказывается, мы видим его не в микроскоп, а в подзорную трубу. Малое тягается с громадным, части и целое выступают в невиданном соотношении, миг полного покоя начинен драматичными проявлениями реальной жизни. Так открывается связь вещей, о которой мы не догадывались…
Об авторе:
Источник: photocult.com.ua