Наверное, нет. Меня он интересует как впечатление, как объект, как знак, вещь в себе. У меня монументальные фотографии: я помещаю предметы в изолированную среду, чтобы потом они начали разговаривать. Иногда я пытаюсь, чтобы эти объекты что-то сами за себя сказали, иногда играю с ними, пытаюсь навести зрителя на какие-то идеи…- А на фотографии с книгами – что за издания? - Томики Гончарова, Шопенгауэра, Герцена, Шекспира … совершенно случайная подборка, они нужны мне как знаки. А с точки зрения антикварности – там только одна редкая книга. Рукописный псалтырь 1614 года, который я когда-то купил во Львове. - На некоторых Ваших фотографиях есть и люди. Мне показалось, что рядом с ними предметы все равно выходят на первый план. Так и задумывалось? - В моих работах, конечно, «натюрмортное» начало. Но слово «натюрморт», то есть «мертвая натура», все-таки не подходит – скорее у меня получаются работы с настроением still life, «тихая жизнь». Это такая жизнь в себе объекта, который о чем-то рассказывает. А человек может объекту помочь или не помочь высказать мысль – тут уже решит сам зритель. В этой выставке я осторожно ввел человека как объект, и до конца сам не уверен, нужен ли он там… Проект «Кинестетика» пока не завершен окончательно, и я продолжаю экспериментировать. Кинестетика – это подход, методология. А внутри него могут быть вариации, поэтому на выставке можно было увидеть несколько серий.- После открытия выставки на форуме Zнята встретилось такое мнение: «очень эстетская выставка». Согласны ли Вы с этим? - Да, согласен. Я действительно эстет, и не отрицаю этого. Абсолютно всё вокруг нас – эстетика. Просто она бывает разная, кто-то, например, играет в нигилистическую эстетику… Отсутствие эстетики тоже эстетика. Молчание – это тоже музыка. - Сознательно ли получается, что Ваши арт-проекты выполнены в черно-белой манере, а рекламные – в цвете? - Я вообще адепт черно-белой фотографии. Я бы и в рекламе чаще использовал монохром. Как раз в последнем проекте удалось убедить заказчика и сделать фотографии в черно-белом варианте. Мы сняли календарь и набор открыток для кампании «Мілавіца». Получилось нечто в стиле итальянской рекламной фотографии 1970-х. - Вы чувствуете влияние живописи на свои работы? И какие-то пересечения с белорусскими авторами? - Безусловно, и не только влияние живописи, а всех арт-процессов, которые происходят и происходили. Влияние Александра Барташевича, Владимира Цеслера, Руслана Вашкевича на меня очень большое - насколько сознательное или нет, уже сложно сказать. А из российских авторов… мне, конечно, интересен Вадим Гущин, он давно занимается темой натюрморта. Сейчас я уже пытаюсь избавиться от этого влияния, но поначалу его идеи мне были очень близки. - Какие события, происходившие недавно в белорусской фотографии, Вам запомнились? - Наверное, это «Радиус нуля» и выставка World Press Photo. Насчет событий в Беларуси сказать сложно, мешает наша гиперинформированность. Мы попадаем в огромное информационное поле, где конкурируют уже не минский фотограф с минским фотографом, и даже не минский с московским. Мы все находимся в одном глобальном пространстве, вместе с немцами, французами, англичанами, американцами... Трудно даже голову держать на поверхности этого океана, не говоря о том, чтобы по нему свободно плавать.Вообще, сейчас сложно определить: это именно фотография или современное искусство. А без описания проекта это могли бы быть и просто любительские снимки… Многое из того, что удается увидеть в современном искусстве, мне хоть и понятно, но почему-то не интересно… Слишком рассудочно-сухое, лично мне не хватает эстетики. Видимо, поэтому ее хватает в избытке в моих фотографиях.Спасибо за беседу, Андрей! Беседовала: Анна Роженцоваобсудить на форуме zнята