(Славой Жижек, философ)«Если интернет останется свободным и открытым, я уверен, что через 10 лет фотографическая деятельность [с использованием Google-технологий] обретет такую же популярность, как и изображения, сделанные обычными ручными фотоаппаратами»
(Мишка Хеннер, фотограф)
Фотография, как попытка запечатлеть красоту окружающего мира, возникла в качестве логичного продолжения живописи, с которой ее роднила в том числе тревожность, вызванная необратимостью времени и боязнью смерти. Один из ее «праотцов» - Генри Фокс Тэлботт, – разочаровавшись в своих скромных художественных способностях передать красоту итальянского озера Комо, предпринимает ряд инновационных шагов, значимых впоследствии для появления феноменального изобретения фотографии.
«Минолта. Когда вы – это фотоаппарат, а фотоаппарат – это вы», - гласила популярная в конце 1970-х годов американская реклама. По мере развития технологий и постоянного упрощения механических процессов съемки, фотография становилась все более доступной: капиталистический мир диктовал свои правила, а мистические откровения, связанные с созданием снимка, уступили место рекламным слоганам, где акцент делался на актуальных качествах «быстроты» и «удобства». Дальновидный критик в области визуальных исследований Сьюзан Зонтаг уже тогда употребила в своем эссе «Фотографические евангелия» словосочетание «photographic recycling of reality», иронично подчеркивая статус и вторичность процесса фотографирования. Сегодня же, когда легкостью эксплуатации уже никого не удивить, очередной визуальный прорыв приходит с возникновением и расцветом продвинутых google-функций. Они плавно замещают эмоционально-эстетическое переживание прекрасного на ощущения, сходные легитимному вуайеризму.25 мая 2007 года мир оказывается официальным свидетелем запуска сервиса Google Street View (GSV) – первоначально скорее картографической и развлекательной функции Google Maps и Google Earth. При помощи специально закрепленных на крышах автомобилей на высоте около 2,5 метров вращающихся камер пользователи данного сервиса могут созерцать панорамные виды различных городов мира. Сегодня, спустя 5 лет после запуска этих функций, GSV уже покорил более чем 3 000 городов 43 стран мира. Более того, список стран, давших согласие на «подглядывание» через Google-функции постоянно увеличивается, равно как и число тех, кто использует базу визуальных данных как средство особого вида фотографической активности.
Не приученный к модным интернет-технологиям зритель все еще сомневается в профессиональном статусе «художников», извлекающих изображения из google-библиотек, вместо того чтобы делать их более традиционными методами, которые предполагают точные настройки камеры, работу с моделями и, конечно же, надежду на «решающий момент». Однако, мировое сообщество от подобных сомнений весьма далеко. Одну из причин, оправдывающих целесообразность использования GSV в фотоцелях, можно легко проследить на примере работ таких фотографов как Мишка Хеннер / Mishka Henner и Дуг Риккард / Doug Rickard. Для создания серий они оба используют материал, собранный путешествующими Google-камерами в труднодоступных местах планеты - местах, где работа профессионального фотожурналиста была бы весьма осложнена.
Массив фотоизображений, собранный аппаратами google во всех уголках нашей планеты от Антарктики до Эрмитажа, физически сложно представить. Доступность материала, визуализирующего географию, вероятность увидеть которую своими собственными глазами очень часто равна 0,1%, не могла оставить равнодушными фотографов, принявшихся щедро им пользоваться для окончательного нивелирования границ пространства и времени. Так как камеры, по сути, предоставляют скучный, сырой материал, то в задачи фотографа входит отбор, кадрирование, манипуляции с настройками контраста и яркости в нужных снимках, - именно посредством этих действий им придается художественная ценность. Такие действия, по мнению бельгийского фотографа Мишки Хеннера, «полностью превращают изображения в нечто, что может быть красивым, пугающим и заставляющим подумать».
Сам Мишка Хеннер для своего проекта «Ничья земля» / No Man’s Land отобрал визуальный материал, иллюстрирующий окраины испанских и итальянских городов. «То, что на первый взгляд кажется банальной иллюстрацией столкновения естественной и городской среды, при более пристальном рассмотрении становится удивительно запоминающейся сюрреалистической картиной секс-торговли» - комментирует проект Хеннера критик и фотограф Марко Бор / Marco Bohr.
Фото: из проекта «Ничья земля» Мишки ХеннераДругой фотограф, совмещающий в отбираемых им google-изображениях традиционный взгляд фотожурналиста и новые цифровые технологии GSV, американец Дуг Рикард, комбинирует их в серию «Новая американская фотография» / «A New American Picture», которая открыла экспозицию Музея современной фотографии в Чикаго (2012), демонстрировавшись ранее в Нью-Йорке (2011), Париже (2009) и галерейных пространствах других городов. Просматривая компьютерные изображения самых бедных, нередко опасных районов США, Рикард отобрал около 10 тысяч изображений, постепенно сузив серию до 80-ти. «Единственное различие между этой работой и традиционной уличной фотографией заключается в том, что мир является в застывшей форме, то есть мой выбор ограничен именно зафиксированными условиями, - признается американский фотограф, - фиксированным объективом, дистанцией, заданной шириной улицы, а не физическим перемещением фотографа».
Фото: из проекта «Новая американская фотография» Дуга РикардаЕще в конце 1970-х годов критики пришли к выводу, что люди, фотографирующие то же самое событие, все равно не производят идеально одинаковые снимки. Сегодня кажется нормой осознание того, что за любой камерой стоит человек, с его, пользуясь терминологией НЛП, «набором фильтров», заставляющих примерять на реальность определенную рамку, сознательно принимая решение относительно объекта съемки, дистанции и так далее. «Фотографии являются свидетельством не только того, что на них представлено, - отмечает Сьюзан Зонтаг, - но и того, что личность наблюдает, не только регистрацией, но и оценкой мира».Американский дизайнер в области цифровых технологий Клемент Валла, использующий в качестве вдохновения вездесущий объективный взгляд цифровых Google-механизмов, как раз достаточно саркастично относится к доверчивости зрителя. Его проекты выставляют по всему миру, а мнение и взгляды на искусство и технику публикуются в престижных изданиях, среди которых «Time Magazine», «The Huffington Post», «Wired», «Guardian», «Liberation» и «El Pais». В своем сюрреалистическом проекте «Открытки с Google Earth» / «Postcards from Google Earth» фотохудожник подбирает странные, порой даже отталкивающие изображения, содержащие оптические иллюзии помех, очевидных ошибок в передаче визуального материала с google-камеры в интернет. Тем не менее, сам Валла пытается воздержаться от прямой классификации мистических визуальных эффектов как случайных ошибок: «Когда я внимательнее рассмотрел их, я осознал ситуацию, которая оказалось гораздо более интересной. На самом деле изображения не имеют помех, они представляют собой абсолютный логический результат системы. Они суть математическое краевое условие — аномалия внутри системы, отход от стандарта, резко отклоняющееся значение, но вовсе не ошибка. Эти вибрирующие моменты четко показывают, как фактически работает Google Earth, подчеркивая особенности программного обеспечения». «Представленные изображения демонстрируют новую модель репрезентации: не посредством фотографий-индексов, а путем автоматического сбора данных из миллиардов постоянно обновляющихся и бесконечно комбинирующихся источников, объединенных общей задачей построения цельной иллюзии».
Фото: из проекта «Открытки с Google Earth» Клемента Валла
«Google Earth – это база данных, маскирующаяся под фотографический образ. […] Система редактирует определенные образы мира. Программное обеспечение исправляет, заново собирает, обрабатывает и упаковывает реальность, чтобы сформировать очень особенную и полезную модель. Эти заново собранные изображения кажутся нам чужими, так как, будучи, по сути, очень правильными, они являют неправильные образы поверхности земли. И ощущение это естественно для нас именно потому, что авторами этих образов являлись не люди. Именно это нас и привлекает. Представляя собой реализацию законов универсального построения, образы создаются алгоритмом, который считает, что в них нет ничего неправильного», - объясняет Клемент Валла.
Фото: из проекта «Открытки с Google Earth» Клемента Валла
Интересно, что в Беларуси google-технологии только начинают привлекать интерес фотографов. Одним из наиболее любопытным и эмоционально нагруженным является пока неназванный проект, который фотожурналист и программист Максим Сарычев представил для критики и обсуждения на мартовском портфолио-ревью поляков Адама Панчука и Рафала Милаха. Будучи достаточно новым человеком в белорусской фотографии, Максим успешно дебютировал в 2012 году в конкурсе «Belarus Press Photo» и заняв 3-е место в номинации «Природа» с репортажем об охоте. Мультимедиа об активисте движения «Food Not Bombs» в том же году было удостоено второго приза конкурса «Belarus Press Photo Multimedia», а смелая для наших широт серия «Привет, оружие!» попала в шорт-лист международного конкурса «Золотая камера 2012» в категории «Концептуальная фотография».Как известно, профессия программиста является на сегодняшний день в Беларуси, пожалуй, самой востребованной как местными, так и иностранными нанимателями. Высшее образование в соответствующих учебных заведениях все еще дает актуальные знания, а финансовый стимул не может не привлекать и даже приятно радовать. Однако, работа в названной профессиональной категории, несомненно, обладает рядом психологических особенностей. Далеко не каждый человек способен комфортно переживать специфическую атмосферу закрытых офисных пространств, где очень часто единственным «окном» в мир является непосредственно окно-экран монитора.
Оказавшись в офисном пространстве крупной компьютерной фирмы около 3 лет назад, Максим отмечает необычный эффект, который оно на него произвело: «Желание фотографировать офисные пространства возникло сразу же, как только я туда попал и начал участвовать в видео-конференциях Google hangouts. В перерывах между выполнением заданий я смотрел чужие фотографии, анализировал репортажные съемки, а потом у меня начиналась конференция с коллегами, и я, фактически, продолжал видеть не экран, а формат фотографии. Для меня это стало еще одной возможностью делать снимки, точнее Print screen. То есть – фотографировать».
Print screen Максима СарычеваКак и другие фотографы, работающие с Google-технологиями для получения объективных снимков реальности с позиции своего рода безымянного вуайериста, Максим выделяет, в качестве одного из преимуществ реализуемого подхода, минимизацию эффекта присутствия фотографа. «Существует критика репортажной фотографии, указывающая на то, что фотограф в любом случае не может устраниться. А то, что он снимает – косвенно станет реакция именно на него, на его присутствие. В случае проекта с Print screen конференций, реакция на мое присутствие полностью исключается, я, как человек с камерой, исчезаю. Люди на снимках, конечно, понимают, что их в данный момент времени видит пять человек, но это ощущение быстро проходит. Это ведь их работа, их естественный каждодневный процесс, точно так же, как, например, открыть почту или заварить чай». Несмотря на кажущийся антропологический характер серии, которую хочется связать с беспристрастными наблюдениями за определенной социальной группой людей, объединенных локусом профессиональной деятельности, на первый план все же выходят эмоциональные коннотации. Как люди, так и интерьеры, четко выражают погруженность в состоянии безысходности, скуки, одиночества, в то время как искусно имитирующий форматом print screen момент «здесь и сейчас» создает у зрителя навязчивое ощущение реальности. Как будто привычная линейность координат прошлое-настоящее-будущее странным образом смещается и сжимается в цифровой симулякр. Участники полилога, аккуратной театральной ложей помещенные в прямоугольники своих крошечных реальностей, кажется, наделены способностью продолжать общение, даже если их собеседник – пустой стул или окно с небоскрёбами и нью-йоркским закатом. Причем один из коммуникантов, возможно, мы сами.
Print screen Максима СарычеваСуществует мнение, что технологии меняют наше восприятие мира, влияют на то, каким образом мы относимся и взаимодействуем с реальностью, но обратный процесс также, на мой взгляд, неизбежно имеет место быть. Мы «подсаживаемся» на актуальные технологические новинки по причине того, что каким-то необъяснимым образом они удобно вписываются в картину мира каждого из нас. Это мы, а не они, приписываем художественную ценность и журналистский нарративный подтекст изображениям, снятым камерами GSV, мы, а не они, предпочитаем «интерпассивность» интерактивности, добровольно и осознанно выбирая путь иммиграции внутрь себя. P.S. «Для меня это проект о том, что я теряю, находясь в офисе. В окно онлайн конференции я увидел, как в Нью-Йорке садилось солнце. В моем офисе не было окон, так что своего заката я наблюдать не мог. Было ощущение чужого заката. Что мой закат – за стеной, но я его пропускаю. Что это не моя жизнь… »
Текст: Ольга Бубичобсудить на форуме zнята