«Мы никогда не станем старше»: белорусское поколение Икс в фотографиях

«Мы никогда не станем старше»: белорусское поколение Икс в фотографиях

Я не знал что все так просто
Я даже стал теперь другого роста
Но в этих реках такая вода
что я пью не дождавшись тоста...

«Аквариум»

Мы никогда не станем старше,
Нам и самим от этого страшно.

«Самое Простое Большое Число»

«После ночного концерта мы не отправились по домам спать, мы пошли в «МакДональдс», купили еды, затем, уговорив сторожа, встречали рассвет, катаясь на лодках, потом заглянули в один бар, потом - на открывавшуюся летнюю веранду в «Grip». Мы праздновали новый год в мае, мы три дня жили без сна. Я не знаю, что происходило, мы просто варились, это были вязкие, но очень настоящие разговоры о счастье, о себе, о будущем».

В пока еще не летнем кафе «Grip» cубботним вечером Алексей Наумчик, автор фотосерий, посвященных обыкновенной жизни города Минска, выпускник и преподаватель «Школы фотографии», рассказывает о проекте «Мы никогда не станем старше», отобранном немецкими кураторами МатиасомХардером и Хансом Пиллером в сборник актуальной молодой белорусской фотографии. Работы Алексея на эмоциональном уровне, с иронией, иногда ностальгией, иногда долей страха перед будущим, - представляют мгновения жизни узнаваемого поколения белорусов – поколения, рожденного в 80-е. Тех, кого сегодня относят к «поколению икс» – переживших распад СССР, БГ и «Нирвану», Кашпировского и «Брата», орленка и Янку Дягилеву.

Из серии Алексея Наумчика «Мы никогда не станем старше»
Человечество во все времена стремилось к классификации: упорядочить мир, назвать все окружающие нас вещи и события «своими» именами – значит понять его, получить ключ к безопасному существованию в определенных координатах. В начале 1990-х научный тандем двух американских ученых Уильяма Штрауса и Нейла Хоува вызывался и успешно осуществил описание особенностей и различий у разных поколений. Созданная ими теория была основана на том, что ценностные ориентиры поколений существенно отличаются, так как каждое из них росло в специфической социально-политической обстановке, характеризовалось своим уровнем технического развития, выработав свое отношение к знаковым событиям актуального пространства и времени.

Фото: Татьяна Лисовская
К «поколению икс» относят людей, рожденных в 70е-80е годы, и приписывают им неформальность взглядов, отсутствие веры в справедливость политической системы, надежду лишь на свои собственные силы и сомнение по поводу любых ценностей. Пока их родители-трудоголики вкалывали на работе, дети названного поколения росли на улице и в школе, поэтому их иногда называют «поколением с ключом на шее» - они часто самостоятельно распоряжались своим режимом дня и носили ключ от квартиры на веревочке, чтобы не потерять.
Нужно отметить, что сам термин «поколение икс» получил небывалую популярность в США после выхода одноименной книги канадца ДугласаКоупленда. Его персонажи не рвутся к славе, не делают карьеру, не устраивают семейную жизнь. В рецензии на роман журналистка Светлана Силакова комментирует: «Герои Коупленда только разговаривают и смотрят на небо. Не любуются небом, а именно смотрят. А если и любуются бессознательно, то вслух об этом никогда не скажут. Дворники Ивановы и сторожа Сергеевы калифорнийского разлива, они сидят сложа руки и никуда вроде бы не движутся».

Из серии Алексея Наумчика «Мы никогда не станем старше»
Алексей Наумчик вспоминает истории, связанные с некоторыми фотографиями серии «Мы никогда не станем старше»: «В одну из бессонных майских ночей, после череды событий, мы зашли утром с друзьями в «МакДональдс». Одна из подруг обнаружила затяжку на колготах. Вдруг у меня появилось непреодолимое желание разорвать их, порвать здесь и сейчас…».
«Нерв» этого момента остался запечатленным на фотографии, вызывающей ассоциации смутных 90-х - броские женщины с лаковыми начесами и яркой морковной помадой. В фотографии очень мощный образ порванных черных колгот – это символ безвременья, ностальгического созерцания себя в нестабильном безразличном мире, тоски по тому самому ускользающему ощущению «настоящести».
Еще один фотограф, в центре внимания которой – белорусская молодежь постсоветского периода,Татьяна Лисовская – выпускница отделения дизайна ВГТУ, лауреат международной выставки дизайна «Дизайн содружества 2011» в Смоленске, участница более 10 коллективных экспозиций в Минске и Витебске. Персонажи ее визуальных повествований – люди, с которым она сидела за одной партой или бродила в соседних дворах.
«Эти люди окружают меня и занимают хорошую часть жизни, у нас есть общее «было» и возможно нет общего «будет», - рассказывает Татьяна. – Они, без прекрас, простые, это очень ценно, потому что искренне и порой грустно. Они верят в безумство. Они интересны всегда «теперь» - в настоящий момент, все ведь меняется, особенно мысли. Многое можно промолчать и сказать одновременно с их помощью. Кое-что остается в памяти,  и бывает невозможно представить нас взрослыми, хотя мы давно выросли.»

Из серии Татьяны Лисовской «Провинциальный фэшн»
Другая интересная характеристика «поколения икс», которую упоминает в своем романе Дуглас Коупленд, - организация «антиотпуска» - хитрый способ провести мир, который они не принимают слишком всерьез. Работник устраивается на должность или берется за кратковременную «халяву», быстро зарабатывая деньги, позволяющие ему вскоре переключиться на «более важную для него лично деятельность - например, писать акварели на Крите или заниматься компьютерным дизайном свитеров в Гонконге».
«(...играть в рок-притонах Питера; выпускать интернетовский журнал в Петрозаводске; став буддийским монахом, затеряться в сокрытых обителях Востока, etc.)».
Будто бы в обычных буднях «иксам» существовать неправильно и неудобно. А подлинное, полное ощущение жизни коренится либо в ностальгическом прошлом, либо в фантазийном будущем. Алексей Наумчик говорит о том, что в обыкновенной, «простой» жизни ему не хватало глубины: «До какого-то момента времени моя жизнь виделась мне слишком простой. А затем, во всем, что меня тогда окружало (личная жизнь, друзья, посиделки, работа инженера), несмотря на то, что это было очень хорошее время  – мне стало не хватать глубины…Где-то в 2008-2010 я стал понимать, что меня интересуют мои друзья и люди, которые и теперь меня окружают. Их чувства, переживания, вопросы существования. Это и стало моей темой».
«Однажды мы поехали во Львов праздновать день рождения друга. Вроде бы обычное путешествие, но без планов и сроков, которое, в итоге, очень плотно наполнилось событиями,  приключениями и ощущением друг друга. Я думаю, такое сильное совместное переживание этих моментов нас плотно связало нитками. Есть некие настоящие точки единения, которые в проекте «Мы никогда не станем старше» проходят везде. Точки, в которых чувствуешь себя, жизнь».

Из серии Алексея Наумчика «Мы никогда не станем старше»
Татьяна Лисовская считает, что подходяще емким эпитетом для описания «поколения икс» будет слово «эклектика»: «Думаю, что мы, по сути, огромный «микс»: большая часть в нашем характере все же связана с СССР, например, стремление прикоснуться к другому «заграничному» миру, приправленное нашими мечтами и вечными скитаниями. В то же время, в нас остаются медленные нотки искренности и провинциальных привычек. По прошествии времени, интересными становятся очень простые вещи, думаю, именно они расскажут будущим поколениям о нас куда больше чем, что бы то ни было».

Фотография из серии Татьяны Лисовской «Провинциальный фэшн»
Фотографии белорусского «поколения икс», представленные в данной заметке,  кажутся своеобразными полевыми дневниками пытающегося отстраниться наблюдателя, неравнодушного культуролога, коллекционера визуальных мгновений-«нервов». У каждого из авторов есть на шее своей собственный ключ от детства и, зажав его в руке, они все еще не могут принять сторону между «страшно» и «просто». Молодость?
Текст: Ольга Бубич
обсудить на форуме zнята