Некоторые исследователи отмечают, что современный человек проявляет повышенную чувствительность, порой переходящую даже в неприязнь, ко всему тому, что кажется навязанным, искусственно заданным извне. Подобная неприязнь делает его/ее «я» гораздо более значимым и активным, но одновременно и гораздо более проблематичным. «Весь мир театр, а все мы в нем актеры», - утверждал, как известно, Уильям Шекспир еще несколько столетий назад. А философ Мишель Монтень предостерегал: «Нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать, что это всего-навсего роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое - своим. Мы не умеем отличать рубашку от кожи. Достаточно посыпать мукою лицо, не посыпая ею одновременно и сердца...».
Человек во все времена стремился очертить границы своего присутствия в мире: простейшими попытками фиксации собственного бытия «здесь и сейчас» могут являться надписи влюбленных на стенах кремлей и беседок: «здесь были Вася и Женя», «я тут был»… Изучение своих телесных границ в пространстве и времени каждого данного момента жизни – еще один повод обратиться к жанру автопортрета в современном стремительно изменяющемся мире.
Майер и ее неизменный компаньон, строгий и живописный «роллефлекс», путешествуют сиамскими близнецами по Чикаго и Нью-Йорку середины XX века, нанося на карту города точки остановки рефлексирующих автопортретов, пойманных в витринах, дорожных зеркалах и отражениях в телефонной будке. Во всех них неразгаданная Вивиан Майер – спокойно и уверенно встречается с собой взглядом, являя образ объективного наблюдателя, вовлеченного в исследовательский проект личностной картографии.
Ее (моими) глазами: женский автопортрет в фотографии
Ольга Бубич
«Мы все потеряли свою реальную тень, свою тень от солнца,
ибо она для нас больше не существует,
мы с ней больше не разговариваем,
а вместе с нею нас оставило и наше тело
-- утратить свою тень, значит забыть и свое тело»
(Жан Бодрийар, философ)
«И еще более глубокий смысл заключен в повести о Нарциссе,
который, будучи не в силах уловить мучительный, смутный образ,
увиденный им в водоеме, бросился в воду и утонул»
(Герман Мелвилл «Моби дик»)
Еще Сократ призывал своих учеников познать самих себя, сделав объектом наблюдений и рефлексий не только окружающую их среду, но и собственный внутренний мир. А Декарт признавал, что это занятие, без сомнений, является самой плодотворной в мире деятельностью. Чувствительные к вопросам самопознания люди искусства не остались в стороне от визуального исследования границ своих телесных и духовных миров: один из первых примеров присутствия образа автора в произведении датируется 490 годом до нашей эры, когда древнегреческий скульптор Фидий включил себя в группу персонажей работы «Битва Амазонок». Среди имен других великих мастеров, обращавшихся к автопортрету как средству самопознания, легко вспоминаются Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Альбрехт Дюрер, Ван Гог и Сальвадор Дали.
В фотографию автопортрет пришел практически с момента изобретения дагерротипа. В 1839 в США Роберт Корнелиус сделал первый в истории реалистический снимок человека – одновременно ставший и первым в истории фотографическим автопортретом. Со времен снимков этих простых и сосредоточенных лиц середины 19 века названный жанр занял прочное место в искусстве фиксирования реальности: автопортрет в фотографии - тема как отдельных серий (например, Синди Шерман «Кадры из фильмов без названия»), так и мотив самопознания на протяжении всей жизни (около 800 снимков визуального наследства Франчески Вудман, из которых большую часть составили именно автопортреты).
Автопортреты Франчески Вудман в ее единственной прижизненной публикации –
«Несколько образцов расстроенной внутренней геометрии» (1981). 16 фотографий с надписями от руки были вклеены в старый итальянский учебник эвклидовой геометрии.
Интересно отметить, что ввиду постоянной «доступности» себя в качестве модели автопортрет становится весьма популярным жанром у женщин, занимающихся как изобразительным искусством, так и фотографией. Известно, что исторически долгое время художественное творчество, равно как и качественное образование вообще, считались исключительно мужским занятием. Женщины не имели право посещать музеи, участвовать в деятельности академий искусств, организовывать выставки. Также имели место ограничения в жанрах: женщинам было запрещено писать обнаженную натуру – неотъемлемое упражнение для развития художественного навыка, редки в их работах были исторические и мифологические сюжеты. В XVIII веке Аббат Грант, комментируя творчество своей ученицы - художницы Катрин Рид, отмечал:
«Если бы не обязанности, каковые должны исполняться ими в силу принадлежности к своему полу, – то смею сказать, что блистали бы они чудесами в истории живописи, но так как невозможно им посещать общественные академии или рисовать либо копировать с натуры, то и ограничиваются они, в итоге, жанром портрета».
Кроме того, в техническом плане при создании автопортрета как художники прошлых лет, так и сегодняшние фотографы использовали чаще всего в качестве натуры отражение в зеркале – а кто созерцает свое отражение в зеркале чаще, чем женщина? Предположение такой мотивации, естественно, иронично, но совсем списывать его со счетов не стоит.
Принскрин одного из онлайн альбомов, посвященного автопортретам девушек - посетительниц популярного столичного клуба. Сегодня альбом насчитывает 332 любительские фотографии и «понравился» около 6 000 пользователей.
Говоря о менее прагматичных причинах обращения к жанру автопортрета среди женщин-фотографов, можно рассмотреть следующие. Во-первых, автопортрет является своеобразным самоисследованием исповедального характера, он сочетает в себе ценностное, рациональное и эмоциональное отношение фотографа к миру и к самой себе. Творческий акт стимулирует и сопровождает постепенный переход от изучения внешнего облика портретируемой к самопознанию ее внутренних просторов.
Другая группа причин может быть связана с самооценкой и соотнесенностью с социальными эталонами и нравственными принципами: в этом смысле отнюдь не теряет своей актуальности анализ гендерных ролей женщины в современном обществе. Третья причина может быть описана как картографическая фиксация присутствия, «вписывание» себя в физические координаты места и времени, где фотография выступает как попытка изучить отношения, которые существуют между автором и окружающей ее локальной ситуацией или более широким, например урбанистическим, контекстом.
Психологический автопортрет как инструмент самопознания. Франческа Вудман, Людмила Русова и Анастасия Шилина
Молодой белорусский фотограф Анастасия Шилина видит вавтопортрете возможность «поймать» состояние человека в момент внутренней перестройки, которая характеризует его/ее на этапе переходного периода, времени, когда что-то меняется внутри. Именно в такой момент потребность самопознания обостряется и находит свою реализацию в создании биографического изображения.
«Все психологи утверждают, что человек – это гораздо больше, чем мы из себя представляем, - рассказывает Анастасия. - То, что смотрит на тебя в зеркало, покупает батон и ходит в кино, является лишь верхушкой айсберга. Все остальное – это то, что сам человек редко может объяснить, но всегда чувствует или догадывается. Так вот, любое творчество (если оно искреннее) позволяет прикоснуться к этому неведомому».
«Чем глубже нырнул – тем больше удовольствие, тем сильнее получилась картинка. Или музыка, или стихотворение… То есть автопортрет – это, в общем-то, инструмент для самопознания. Сидишь с удочкой на берегу, и, бывает, вытягиваешь такое, что самого тебя пугает,» - добавляет белорусский фотограф.
Работы Анастасии Шилиной напоминают по динамике и откровенности снимки Роберта Мэпплоторпа, в них одновременно ощущается хрупкость женского и мощь мужского начал. Хотя, быть может, как и многое в сегодняшнем постмодернистском мире, на самом деле атрибуты полов можно, с сохранением значения, запросто поменять местами?
Автопортреты Анастасии Шилиной
Для другого фотографа – уже упомянутой выше американки Франчески Вудман – фотография стала значимым инструментом самопознания еще в возрасте 13 лет. В ее работах мы находим весь спектр страхов, разочарований, сомнений, даже ужаса от переживания момента «здесь и сейчас» и ощущения полноты существования в нем.
Выпускница школы дизайна на Род Айлэнде, «последний великий модернистский фотограф», как ее называли искусствоведы несколько десятков лет спустя, она примеряла идентичности, прописанные в собственной фантазии. Персонажи автопортретов Вудман упрямо прятали собственные лица за волосами или обрывками отстающих обоев в пустых, до сантиметров пыли заброшенных, комнатах, облачались в прабабушкины платья, а чаще, откровенно и беззащитно представали перед безличным взором объектива камеры обнаженными.
Критики единодушно заявляют о «психологических портретах телесной идентичности», которую они находят в работах юной Вудман, о появлении «американской готики», о смелой смеси обожаемого девушкой сюрреализма, модернизма и феминизма. На что сама Франческа лукаво и слегка иронично (ее отец отмечает, наравне с неудержимой фантазией, острое чувство юмора талантливой дочери) признается: «Почему я фотографировала в основном себя? Это всего лишь вопрос удобства. Я сама всегда у себя под рукой». Вудман бесконечно пыталась найти и поймать свое «я» в глубинах самой себя, используя фотоаппарат наподобие беспощадного скальпеля, направленного внутрь. Философские эксперименты, однако, оказались слишком болезненными для Франчески: в 22 года она покончила с собой, выйдя из окна.
Поистине знаковой фигурой авангардного белорусского искусства была и останется Людмила Русова - художница, искусствовед, экспериментатор в области перфоманса, метафизической поэзии и фотографии, живописи и гобелена. Людмила – участница более 100 художественных выставок и концептуальных проектов, чьи произведения находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников, в Музее «Zimmerli Art» (США), в муниципалитете Бонна (Германия), а также частных коллекциях Берлина, Бостона, Варшавы, Вильнюса, Гданьска, Минска, Риги, Стокгольма.
Глубоким внутренним переживаниям акта самопознания себя посвящен задокументированный фотографом Сергеем Ждановичемперфоманс Людмилы Русовой «Игра в куклы». В синопсисе к перфомансу Русова перечисляет задействованные для реализации замысла объекты: «шляпка с перьями, платье шелковое, пальто бархатное…». Все эти атрибуты антуража – облачение второй участницы «игры», которая, наравне с самой художницей, вступает в диалог с автором и (если повезет) со зрителем. Вторая участница – нарядный манекен, повторяющий или, наоборот, задающий Русовой для повторения, ракурсы и позы, как бы находясь по другую сторону невидимого зеркала. Сам факт его отсутствия философ Дмитрий Король считает «единственно верным жестом сопротивления механической покорности, которую демонстрирует нам наше зеркальное отображение». Восстает ли Людмила Русова против конвенционального восприятия обществом женщины в «шляпке с перьями, платье шелковом, пальто бархатном»? Демонстрирует ли своей серией неприязнь к внешне задаваемому шаблону женщины-манекена? «Игра в куклы», ввиду разнообразия взглядов каждого из нас (равно как и разной степени нашей наличной практики в самопознании), открыта для интерпретаций.
Фото: Сергей Жданович, перфоманс Людмилы Русовой «Игра в куклы»
«я, Она, Другой…
я - отсутствие,
она - присутствие,
между нами - Другой,
между нами - складки оставленного и остановленного движения,
складка, - как память движения, -
и в этом ненавязчивый нарратив неподвижности…
невыносимо-трогательно,
бесценно-мучительно присутствие Другого, - его взгляд, близость взгляда, цепкость взгляда, точность взгляда, след взгляда, - концентрация уверенности внимания и рассеянность волнений,
не поддающихся никакой видимой фиксации…
не правда ли, логично рассматривать плохо видимое глазом под лупой?» - гласит текст Людмилы, представленный в описании к проекту.
Социальный автопортрет как отношение к стереотипам. Синди Шерман и Антонина Слободчикова
Некоторые исследователи отмечают, что современный человек проявляет повышенную чувствительность, порой переходящую даже в неприязнь ко всему тому, что кажется навязанным, искусственно заданным извне. Подобная неприязнь делает его/ее «я» гораздо более значимым и активным, но одновременно и гораздо более проблематичным. «Весь мир театр, а все мы в нем актеры», - утверждал, как известно, Уильям Шекспир еще несколько столетий назад. А философ Мишель Монтень предостерегал:
«Нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать, что это всего-навсего роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое - своим. Мы не умеем отличать рубашку от кожи. Достаточно посыпать мукою лицо, не посыпая ею одновременно и сердца...». [8]
Проблема социальных ролей и общественных ожиданий, конфликта, в который они вступают, сталкиваясь с нашими представлениями о себе, является одной из центральных линий фотографического творчества американки Синди Шерман. По завершению учебы в университете, Шерман принимается за работу над серией снимков под общим названием «Кадры из фильмов без названия».
Автопортреты Синди Шерман из серии «Кадры из фильмов без названия»
Во всех 69 снимках совсем не выставочного формата 20*25 см Синди запечатлела себя в образе персонажей самых разных социальных типов и характеров: от домохозяйки и простушки до женщины-вампа или деловой леди. Для создания нужной героини фотограф тщательно подбирала не только одежду, парик и макияж, но и декорации: 69 ипостасей Шерман были представлены дома и на улице, на кухне и в офисе. Ни одна из фотографий не имеет названия, лишь порядковые номера, тем самым предлагая зрителю додумать истории безымянных персонажей, имея в распоряжении лишь визуальные подсказки.
Забавно отметить, что некоторые искусствоведы и вовсе не относят работы Синди Шерман к жанру автопортрета, классифицируя их как «комментарии к культурным стереотипам женщин, популярным в СМИ и обществе, как таковом». А Шерман в ответе на вопрос, почему она фотографирует во всех проектах только саму себя, откровенно признается, что из-за отсутствия четкого представления того, что именно ей хотелось бы увидеть в кадре, она не может доступно объяснять это никому другому. Фотограф не старается вести себя как актриса или модель: перед каждой съемкой она подолгу всматривается в свое отражение в зеркале, дабы полностью погрузиться в телесную оболочку архетипичной героини.
Кризис самоидентификации культуры и личности в современном обществе неизменно влечет за собой появление новых художественных приемов и технологий. Но эксперименты в творчестве никак не связаны с потребностьючеловека в самопознании – именно она остается неизменно актуальной и в наступившем XXI веке. Ярким примером работы с острыми социальными темами является сегодня творчество белорусской художницы Антонины Слободчиковой. Осуществляя диалог с миром и собой, Антонина экспериментирует с самыми разными техниками, включая коллаж. Коллаж-автопортрет под названием «Мать-героиня»был экспонирован в 2006 году в рамках Рождественского международного проекта «Карнавал» во Дворце искусств.
Автопортрет-коллаж Антонины Слободчиковой «Мать-героиня»
Говоря о социальных ожиданиях, предъявляемых женщине в любом развивающемся обществе, роль ответственной плодовитой матери является, пожалуй, ожиданием номер один. Общество желает видеть каждую женщину, достигшую половой зрелости, прежде всего в роли матери, продвижение женщин по карьерной лестнице воспринимается как тяжелый и нежелательный путь и часто противопоставляется «счастливому» образу жизни, который ассоциируют с семьей, мужем и детьми.
Именно в такой тональности художница Антонина Слободчикова выстраивает свою общественную позицию, используя визуальные средства коллажа и собственных фотографий. В работе «Мать-героиня» она знакомит зрителей с мифом о белорусской женщине, которая смогла в максимальной степени реализовать свои репродуктивные функции («родила много счастливых детей») и, как результат, нашла общественное одобрение и признание («потом получила орден»).
Вооружившись гиперболой и гротеском как основными стилистическими инструментами по формулировке авторского отношения к заявленной теме, Слободчикова вводит в коллаж образ себя как женщины и матери: фактически, постмодернистская ирония сквозит в ее красно-зеленом коллаже, где неуклюжая фигура героической матери, переполненной лишь заботами о младенцах, увенчана портретом самой художницы с сияющим нимбом над головой. Так, коллаж художницы Антонины Слободчиковой предстает как выразительный пример обращения к острой социальной тематике, где личные переживания автора выносятся на качественно новый уровень самооценки и соотнесения себя с общественными ожиданиями и господствующими стереотипами.
Урбанистический автопортрет как картография присутствия. Вивиан Майер, Галина Москалева, Полина Хатенко
Человек во все времена стремился очертить границы своего присутствия в мире: простейшими попытками фиксации собственного бытия «здесь и сейчас» могут являться надписи влюбленных на стенах кремлей и беседок: «здесь были Вася и Женя», «я тут был»… Изучение своих телесных границ в пространстве и времени каждого данного момента жизни – еще один повод обратиться к жанру автопортрета в современном стремительно изменяющемся мире.
В этой связи интересно вспомнить недавно обнаруженный архив из тысяч негативов, которые оставила после своей смерти фотограф-любитель, венгерская няня Вивиан Майер. Большую часть взрослой жизни Вивиан проработала, присматривая за детьми обеспеченных чикагских семей, в свободное время гуляя по улицам города и фотографируя свое отражение в витринах и зеркалах. Знакомые сравнивали ее с гордой и свободолюбивой Мэри Поппинс, и историки, случайно наткнувшиеся на негативы, - с Дианой Арбус, Робертом Франком и Картье-Брессоном.
Автопортреты Вивиан Майер
Майер и ее неизменный компаньон, строгий и живописный «роллефлекс», путешествуют сиамскими близнецами по Чикаго и Нью-Йорку середины 20 века, нанося на карту города точки остановки рефлексирующихавтопортретов, пойманных в витринах, дорожных зеркалах и отражениях в телефонной будке. Во всех них неразгаданная Вивиан Майер – спокойно и уверенно встречается с собой взглядом, являя образ объективного наблюдателя, вовлеченного в исследовательский проект личностной картографии.
Если Вивиан Майер, перемещаясь в координатах больших городов, пыталась изучить степень взаимопроникновения человека и мегаполиса, то белорусский фотограф Галина Москалева более 10 лет занималась исследованием и анализом таких тонких тем, как «время», «воспоминания», «самоопределение». Сама Галина описывает созданную серию работ «Воспоминания детства» как «визуальные размышления о себе самой через портрет во времени».
Используя негативы своего отца, фотограф создавала при помощи различных технических манипуляций новые изображения. Мотивация сравнить варианты собственного «я» в разных временных промежутках погрузила ее в философские размышления, результатом которых стали пронзительные метафорические автобиографии, вскрывающие множественные уровни памяти отдельно взятой семейной истории. «У меня существовало пространство и время, в котором я находила те воспоминания, которые мне были необходимы, чтобы идентифицировать себя. Соединяя на одном кадре девочку и появляясь через пространство времени уже взрослой, я нахожу между ними пропасть. Я превращаюсь в куклу, прохожу через слои и слои сознания…» - рассказывает Галина Москалева.
Автобиографическая серия Галины Москалевой «Воспоминания детства»
Молодой фотограф Полина Хатенко также часто прибегает к жанру автопортрета в визуальном исследовании окружающего ее мира и фиксировании в нем своего присутствия. Она рассуждает:
«Прежде всего хочется понять, что для меня - автопортрет. Фотография ли это со мной, где видно мое лицо, руки, туловище, взгляд, или же это фотография с какими-то предметами, которые рассказали бы обо мне? Например, письма, открытки, любимые вещи, книги, татуировки... Это же и есть своеобразный «портрет самого себя», дневник, рассказ или намек о себе, а может не только о чертах характера, а даже и о позиции относительно чего-то».
Автопортреты Полины Хатенко
Сегодня, в рамках новой культуры, где, по мнению социолога, специалиста в области гендерных исследований Ирины Соломатиной, «появляется повышенный интерес к различным сторонам жизни, к существующему разнообразию опыта и яркому проявлению собственной гражданской позиции», потребность в самопознании не только не ослабевает, но и усиливается.
«Умение рассказывать о себе, своем культурном опыте, то есть вступать с другими представителями культур в коммуникацию, становится необходимостью... […]. Актуальным становится изучение не общих для всех, а индивидуальных практик, например телесных и интимных, через которые и возможно ухватить специфику разных культур и опыта,» - утверждает Ирина в своей статье «Женщины и «женское» в белорусском искусстве ‘нулевых’».
Фотография неизменно представляет собой деятельность, в основе которой лежит потребность самовыражения, как стремления личности поговорить о своем внутреннем мире. Но будет ли возможен процесс самовыражения без понимания того, кто она, эта личность, есть на самом деле? С разной степенью осознанности, пожалуй, каждый из нас ведет постоянный диалог с самим собой, и самым продуктивным будет диалог, в котором вопросы будут заданы откровенно и прямо. А наиболее мощным средством визуального выражения такого диалога в фотографии был и остается именно автопортрет.
Список использованных интернет-источников:
1 - http://dustyattic.ru/culture/red_book_of_culture/genre_of_self_portrait
2 - http://artpages.org.ua/palitra/some-disordered-interior-geometries-by-francesca-woodman.html
3 - Бартолена С. Женщины: Энциклопедия искусства / С. Бартолена, М. Гонсалес; пер. с итал. А.Г. Кавтаскин. – М.: «Омега», 2011. – 384 с.
4 - http://inner-city.kyky.org/blog/4e9f1d79ab370c657e00000a
5 - http://gender-route.org/articles/fortune/lyud/
6 - https://sites.google.com/site/zhdanovichsergey/series/game
7 - http://www.takefoto.ru/articles/fotografyi/1028_fotograf_sindi_sherman_Cindy_Sherman
8 - http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH11W.HTM
9 - http://www.nytimes.com/2011/03/06/nyregion/0306artct.html?_r=0
10 - http://gender-route.org/articles/sex_gender_practice/mify_gendernogo_ravenstva_v_belarusi/
11 - http://www.vivianmaier.com
12 - https://sites.google.com/site/zhdanovichsergey/series/game