«Меня зовут Валентина Фонтанелла, и сейчас я скорее всего фотографирую»

«Меня зовут Валентина Фонтанелла, и сейчас я скорее всего фотографирую»

«Меня зовут Валентина Фонтанелла, и сейчас я скорее всего фотографирую,» - это первое, что я узнала о молодом фотографе из Рима, зайдя на ее страницу в социальной сети. Валентина, больше известная в журналистской и художественной среде как «Сусанита» - типичный успешный представитель итальянской творческой молодежи. Активный, путешествующий фотограф, к тому же  (что немаловажно), отвечающий на e-mail.

Несмотря на то, что о собственных достижениях римский фотограф Сусанита высказывается весьма немногословно, она, несомненно, уже сделала первые шаги в обогащении визуального наследия Италии в период «нулевых». В списке достижений - более 10 выставок и три серьезные премии, в том числе специальное упоминание в проекте «TAU Visual 2010» ассоциации национальных профессиональных фотографов Италии и звание «лучшего фотографа» в международном конкурсе «Fondazione Zoé» в 2011.

Почему Сусанита?

Уже больше года, по совету итальянских друзей, я следила онлайн за творчеством популярного итальянского поэта Гвидо Каталано, стихотворения которого, как оказалось впоследствии, иллюстрирует своими фотографиями Сусанита. Именно Каталано, беседуя со мной в пестром кафе с русско-турецким названием «Diwan» (и сидя отнюдь не на диване, а на неудобном шатающемся железном стуле) в самом мультикультурном квартале Турина – Сан Сальварио – впервые рассказал мне о творчестве Валентины Фонтанелла, составив более чем поэтическую характеристику девушки:

«Сусанита обладает редкой способностью рассказать одним изображением целую историю. У нее удивительная чувствительность к поэзии. В реальности ее фотографии - и есть поэзия. Достаточно их увидеть, чтобы понять это самим».
Зацепившись ассоциациями за визуальный сплав поэзии и фотографии, я написала Валентине, предложив виртуальную беседу о современной итальянской фотографии. Мне было интересно услышать рассказ человека, непосредственно вовлеченного в фотографическое творчество, человека, который занимается чем-то похожим, но в других географических и культурных координатах.
Подсознательно, наверное, также мне хотелось сравнить художественно-экономическую среду страны с многовековой историей, которая, тем не менее, в данный момент переживает довольно серьезный кризис, и Беларусь – место, где, в какой-то степени, все только начинается.
Кто же такой практикующий столичный итальянский фотограф сегодня? И что общего в требованиях к этой профессии в Италии и Беларуси? Из первых уст - рассказ Валентины Фонтанелла.

Итальянский фотограф забывает все и «рассказывает по-новому»

Первой общей для Италии и Беларуси характеристикой фотографического рынка стал тот факт, что возможность заниматься фотографией профессионально у молодых и не очень итальянцев часто предполагает совмещение широкого вида практик: от фотоэссе - до открыток, от концептуальных фотопроектов - до свадеб. Ввиду парализующего итальянцев слова «кризис» фотографы вынуждены браться почти за любые заказы, постоянно пополняя свое портфолио портретиста, фотожурналиста и свадебщика… Именно таковы сегодня традиционные рубрики сайтов итальянских фотографов. Остаются ли силы на персональные проекты и исследование собственного, уникального стиля? У Сусаниты – да.

Поиск собственной ниши на фоторынке, внимательная работа над осознанием и созданием своего оригинального языка и стиля видятся римским фотографом Валентиной Фонтанелла как единственно правильные способы достижения профессионального успеха. И на них время должно быть всегда.
«Я лично не считаю свое творчество достаточно зрелым и отделившимся от этапа учебы и поиска. Я продолжаю экспериментировать с концепциями и идеями, вдохновляясь уже существующими работами, работая над созданием собственного образного языка. На сегодняшний день я пытаюсь записывать и развивать то, что нахожу оригинальным и действительно моим. Избавиться от «памяти», - признается  Сусанита.

«Автопортрет»
«В школе у меня был преподаватель, который всегда повторял, что искусство состоит не в том, чтобы рассказать о чем-то новом, но рассказать по-новому. И боюсь, что как раз эта загвоздка в «рассказе по-новому» и есть причина мучений художников всех времен и народов,» - комментирует Сусанита, - «только гении далеки от мучений простых смертных. Но, согласитесь, гениев не так уж и много».
Сусанита вспоминает, что похожий совет она услышала на лекции итальянского фотографа Франко Фонтана, одного из самых известных вне границ страны мастеров, автора более 40 альбомов и актуального директора фотофестиваля «Тоскана». «Творите без памяти!» - говорил выдающийся итальянец. То есть, не оглядываясь ни на кого и прислушиваясь к своему голосу и фантазии.
«Я не из тех людей, кто гоняется за роскошью и богатством, как раз наоборот. Мне кажется, что качество жизни зависит, в основном, от нашей способности следовать своей собственной природе, не начиная ее игнорировать во имя других, чуждых, целей», - добавляет она.

Итальянский фотограф умеет эффективно общаться

Важным инструментом в арсенале сегодняшнего фотографа Сусанита считает коммуникативные навыки, в том числе умение осуществлять эффективную интернет-коммуникацию. Регулярное обновление и поддержка интернет-страниц, общение и грамотный пиар позволили ей занять узкую, но четкую нишу в пространстве профессиональных итальянских фотографов. И, как показывает мой собственный опыт виртуального общения с Валентиной, она из тех профессионалов, кто отвечает на имэйлы и сообщения в социальных сетях: оперативно и подробно. Формула: «коммуникация – ключ к успеху» не теряет своей актуальности.

«Те люди, которые обращаются ко мне за профессиональными услугами, чаще всего не просто ищут фотографа. Благодаря информации в прессе либо в интернете, или услышав обо мне от знакомых, они приходят с уже сложившимся положительным впечатлением, оценив мой стиль и доверяя моей фантазии. После чего остается последний, достаточно простой, этап – познакомиться и установить «синхронные» отношения во время, непосредственно, съемки,» - рассказывает Сусанита.
«Такой подход позволяет мне жертвовать малым в профессиональном смысле, то есть я всегда остаюсь самой собой, естественно не забывая и том, что в частных заказах приоритет остается в том, чтобы оставить заказчика довольным результатом».

«Автопортрет»

Итальянский фотограф должен быть и художником

По словам Сусаниты, множество преимуществ в фотографию привносят и цифровые технологии, благодаря которым фотограф можно постоянно участвовать в экспериментах, не затрачивая большие денежные средства.  

«Буквально несколько дней назад в споре по поводу использования в съемке дорогущей техники, молодой франко-канадский фотограф Бенуа Пайе, творчеством которого я восхищаюсь, ответил своему оппоненту: «Тогда я не профессионал, я чертов художник!» - вспоминает Сусанита.
Актуальный фотограф видится Валентине как профессионал, который не устает экспериментировать с текстурами, поверхностями, фильтрами, и даже простыми, окружающими нас предметами. Так, его навыки оказываются выходящими далеко за рамки технической грамотности в использовании камеры, чему, закономерно, могут научить в любой качественной фотошколе.
«Определять себя как «художник» означает очертить границы, в том числе в отношении своих намерений. Означает признать то, что фотографию ты используешь, прежде всего, как инструмент личного поиска. Акцент будет на том, что именно ты собираешься сообщить миру, а не на фотографии per se. Создание снимка безупречного качества, без дефектов и необычных ракурсов, во все времена остается прерогативой хорошего профессионала-фотографа, но не художника», - поясняет Валентина.

Итальянский фотограф – женщина?

В профессии фотографа, как в Италии, так и в Беларуси, в гендерном аспекте преобладают мужчины. Тем не менее, творчество Сусаниты импонирует простотой, откровенностью и чувственностью, которая часто свойственна именно фотографам-женщинам. Мне хотелось узнать, является ли пол в названной профессии препятствием или преимуществом? 

«Мне кажется, что быть женщиной в фотографии – это преимущество», - признается Валентина. –  «У женщины – другая природа, другие взгляды, другая глубина. Женщина обитает в ином пространстве и темы, которые ее волнуют, тоже отличаются от мужских тем. Например, намного чаще именно женщины-фотографы используют камеру как средство самопознания и самоанализа в отношении к собственному телу или эмоциям. В каком-то смысле они смелее задействуют себя в игре, где им удается в более естественной манере передать свою чувственность на фотобумагу».

Из серии «Женщины»
Таким образом, несмотря на ощутимую визовую границу, которая разделяет Беларусь и Европу, подходы и требования к успешному профессионалу в фотографической среде этих стран в наши дни видятся достаточном близкими. В Италии, как и в Беларуси, одного знания технических характеристик сегодня недостаточно для создания оригинального интересного стиля: чтобы выйти на более высокий уровень и добиться признания не только в кругах начинающих моделей и молодых бракосочетающихся пар, фотографу необходимо научиться слышать и понимать собственный голос, не бояться фантазировать и экспериментировать – «рассказывать по-новому».  Отнюдь не новый совет, не так ли?
Текст: Ольга Бубич
Фото: Валентина Фонтанелла («Сусанита»)
Сайт Сусаниты >>>
Сусанита на Facebook >>>
обсудить на форуме zнята