границы перестают ощущаться.
Хотелось бы, чтобы фотография задавала вопрос,
а не формулировала четкий ответ».
Лиз Сарфати, фотограф
«Совершенно точно в своих фотографиях
я не пытаюсь рассказать какую-то историю.
И я понятия не имею,
что они говорят обо мне, о моей личности».
Ульона Одишария
21 сентября в армянском городе Гюмри – официальной культурной столице СНГ 2013 - состоялся масштабный фестиваль «ART EXPO СНГ-2013». Это мероприятие, значительное как для страны, так и для всего содружества, удостоил вниманием президент Армении Серж Саргсян, лично осмотревший павильоны и даже оставивший белорусским представителям на память автограф. Следуя укоренившейся в советском сознании традиции, многие соседи по самому когда-то большому государству мира продолжают привозить на подобные культурные фестивали образцы разных народных ремесел: от продуктов питания до ручных поделок и даже ковров. Другие, более смелые и современные, не боятся вынести на суд местных зрителей проекты, значительно отличающиеся от того, что видеть привычно и удобно.
Гуляя по павильонами главной площади Гюмри, я наткнулась на серию небольших необычных фотокарточек, рядами развешенных в крохотном павильоне Литвы. Серию представляла такая же крохотная, немного испуганная девушка с именем Ульона – «кудряшка» по-литовски. Ее фотографии с бананами, котами и затылками людей казались ошибочно попавшими сюда из модной галереи современного искусства Берлина, Лондона или Вены. Диссонанс окружения и выставки стал стимулом познакомиться с автором поближе. «Кудряшка» из Вильнюса оказалась не только талантливым фотографом, но и интереснейшей собеседницей с оригинальными взглядами на психологию фотографии и авторским подходом к созданию и восприятию серий.Ульона Одишария, фотограф и куратор, активно работает в выставочной сфере, сотрудничает с концептуальными производителями ювелирных украшений… и практически ежедневно снимает. Возникший около пяти лет назад интерес к фотографии привел из театрального администрирования (ее формальное университетское образование) в берлинскую студию, где она изучала тонкости коммерческих съемок. Стажировка оказала на нее неожиданное воздействие: Ульона точно поняла, чем именно в области фотографии она заниматься не станет.
Еще рассматривая фотографии Ульоны Одишария в литовском павильоне «АРТ ЭКСПО» я заметила, что на них совсем нет людей. Персонажей, именно выглядящих как люди: привычных глазу портретов, настроений, характеров. Мир в объективе вильнюсского фотографа казался сюрреалистичной шуткой, заколдованным королевством спящей царевны, где все герои на мгновение стали неодушевленными. Сама Ульона признается, что всегда испытывает неловкость, если приходится фотографировать людей. Процесс съемки для нее настольно личный, что даже само их присутствие в непосредственном окружении нервирует. «Не говоря уже о том, если какому-то человеку нужно быть в кадре,» - иронизирует автор. Пока фотограф пытается перестроить отношения с людьми в фокусе своего объектива, ее «портреты» скорее напоминают натюрморты с неживыми предметами. Ульона поясняет: «Мне не нравится, если человек на фотографии узнаваем, равно как мне не нравятся вещи, у которых есть начало и конец. Любой снимок – это не снимок о конкретном человеке, это снимок о человеке как о части снимка. Я знаю, многие великие фотографы учат нас видеть характер, личность, глаза… и все в таком роде. У меня как раз наоборот – я хочу убрать все это из своих работ» .Овеществление людей нашло практическое воплощение в совместных проектах Ульоны и дизайнера концептуальных украшений Руты Кишкис. Один из последних визуальных экспериментов, о которых фотограф рассказывала мне еще в Гюмри, был неожиданно связан с популярной социальной сетью… и платками!
Ульона вспоминает, что все началось с ее давнего увлечения «твиттером», где она размещала случайные смешные или странные фразы, заимствованные из журналов и блогов о звездах литовского шоу бизнеса. Рута понимала и разделяла юмор Ульоны и предложила ей вышить «твитты» на шейных платках, которые обычные люди могли бы носить в повседневной жизни.«Сама задумка состояла в том, что фразы на платках теряют свой оригинальный контекст. При взаимодействии с людьми, они попадают в новые ситуации и начинают «звучать» совсем по-другому. Мы просто представили человека в платке, например с надписью «вампиры-кальмары из ада», сидящего себе спокойно в ресторане на чашечкой кофе. Или в платке с лаконичной надписью «sexy», содержащей смешную ошибку. Все это не имеет смысла, но для нас абсолютный смысл был как раз в этом!» - рассказывает Ульона.Эксперименты с фотографией, ее размещение на неожиданных поверхностях, будь то ткань, холст или поверхности, вовлеченные в движение. Вот, по мнению Ульоны, далеко не полный список того, как сегодня фотография может быть формально осмыслена в современном искусстве.Продолжая рассуждать о психологическом аспекте фотографии, Ульона проводит одну необычную параллель: «На примере одежды я заметила одну вещь… Чем больше мы смотрим на что-то, тем красивее оно становится. Может ли то же самое происходить с изображениями или с теми простыми вещами, которые ежедневно попадаются нам на глаза? Становятся ли они интереснее, если мы дольше смотрим на них? Красивы ли они? Или уродливы? Или, может, на них вообще не стоит смотреть? Повторяемое много раз слово теряет свое значение. Случается ли то же самое с изображениями или теми вещами, которые нас окружают?»